Суламифь Мессерер - выдающаяся балерина Большого театра.
Имя Майи Плисецкой по праву считается одним из самых громких в истории русского балета. Гораздо реже сегодня вспоминают Суламифь Мессерер, родную тетю танцовщицы. Вместе с тем именно она воспитывала Майю, прививала ей любовь к балету… Кроме того, Суламифь и сама блистала на сцене Большого театра, завоевала мировую славу, много лет жила за рубежом, основав балетную школу в Японии и сделав неоценимый вклад в развитие балета в Англии.
Суламифь Мессерер (слева) и японская танцовщица Хомма Еко (справа) на репетиции. Фото: Jewishnews.com.ua
Род Мессерер объединяет три линии – литовскую, немецкую и французскую. Среди представителей этой фамилии – много талантливых личностей, однако судьбы всех сложились трагически. В годы войны многие из династии Мессерер были насмерть замучены в концлагерях, другие, те, кому удалось спастись бегством от нацистских преследований, обречены были жить вдали от родины – в Израиле, Англии и даже в странах Южной Африки.
Суламифь Мессерер завоевала славу не только в России, но и в Японии, США и Англии. Фото: ClassicalMusicNews.Ru
Суламифь Мессерер увлеклась балетом вслед за своим братом – Асафом. Асаф Мессерер – стал одним из выдающихся российских танцоров, несмотря на то, что поступил в балетную школу только в 16 лет. Парня не сразу взяли в училище при Большом театре, педагоги не верили, что можно наверстать упущенное, но все же Асаф доказал, что приступать к занятиям никогда не поздно. Асаф пришел в балет под влиянием сестры Рахиль, она уже была известной актрисой немого кино.
Рахель Мессерер с дочерью Майей (слева). Фото: veneportaal.ee.
Путь к статусу примы Большого театра у Суламифи был непростым. Окончив балетную школу, она старательно тренировалась, выучив практически весь репертуар. И вот однажды, когда нужно было срочно заменить заболевшую балерину в «Лебедином озере», Суламифь смело заявила, что справится с этой задачей и экспромтом без тренировок исполнит нужную партию. Затем последовала еще несколько «замен», и вот уже Суламифи стали предлагать лучшие роли, высоко оценив ее талант и мастерство.
Портрет Суламифи Мессерер. Фото: ClassicalMusicNews.Ru.
Суламифь часто выступала с Асафом, Рахиль к тому времени уже вышла замуж за Михаила Плисецкого, родила троих детей (старшей была Майя), отошла от кино и посвятила себя семейным заботам. Счастье Плисецких разрушилось в 1938 году в один миг с арестом Михаила. Он был приговорен к расстрелу, а Рахиль, наотрез отказавшаяся свидетельствовать против мужа, - к ссылке в лагерь. Туда она отправилась с грудным ребенком на руках, старших – Майю и Алика – забрала на воспитание Суламифь.
Фотография Суламифи Мессерер во время выступления. Фото: teachron.livejournal.com.
Суламифь направила все свои силы на то, чтобы вызволить сестру из ссылки. Ее не пугали возможные репрессии, она добилась того, чтобы перевести сестру вначале на поселение, а после – выхлопотать ей помилование в 1941 году. За то время, пока Рахиль была в ссылке, Суламифь успела привить любовь к балету и Майе. Символично, что именно «Умирающий лебедь» стал пропуском на большую сцену для Суламифи, этот же спектакль впоследствии стал визитной карточкой Майи.
И Суламифь Мессерер, и Майя Плисецкая выступали в годы войны, они понимали, какой силой обладает искусство, и как важно в самое тяжелое время не сдаваться и не отступать. Суламифь блистала на сцене до 42 лет, дольше танцевать становилось опасно, возрастали риски получения травм, которые навсегда лишили бы ее возможности выходить на сцену и заниматься любимым делом. Закончив карьеру, признанная балерина занялась преподавательской работой, стала обучать начинающих танцовщиц, которые еще только мечтали о сцене Большого театра. Вроде бы Суламифь была счастлива, но ей не хватало одного – свободы творчества.
Фотографии выдающейся балерины Суламифи Мессерер. Фото: jewishnews.com.ua.
Суламифь обрела свободу за рубежом. Получив приглашение из Японии, она без раздумий согласилась на эмиграцию, с ней вместе уехал и сын – артист балета Михаил Мессерер. Суламифь сделала неоценимый вклад в развитие японской балетной школы, после она работала в Америке, а, спустя несколько лет, переехала в Лондон. Там она вела занятия в балетной школе при Ковент-Гардене. Труд Суламифи был высоко оценен в Великобритании, из рук королевы Елизаветы она получила Орден Британской империи.
До конца жизни Суламифь была активна, занималась спортом, общалась с воспитанниками, передавая им секреты своего мастерства.
Традиции творческой династии Мессерер продолжила Майя Плисецкая. Балерина черпала вдохновение из творческого и любовного союза с Родионом Щедриным. Их история любви - редкий случай, когда два безгранично талантливых человека смогли прожить много лет вместе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
"Род Мессерер объединяет три линии – литовскую, немецкую и французскую", - а еврейская где?