Мэри походила на своего отца и внешне, и нравом. Великая княгиня была единственной, кто с легкостью выдерживал «особенный» взгляд батюшки Николая I, и даже позволяла себе ответить взаимностью. Она часто доставляла родителям хлопоты, руководствуясь исключительно своими интересами. А семья целиком подчинялась её желаниям. Не желая по давним традициям выходить замуж за границу, Мэри буквально выписала себе иностранную игрушку в виде красавца-мужа. А позже вышла замуж по любви, о чем император-отец не узнал до конца жизни.
Своенравная и избалованная дочь императора
Великая княгиня Александра Федоровна с детьми — Великим князем Александром Николаевичем и Великой княжной Марией Николаевной. /Фото: alternathistory.ru
После появления на свет первенца Александра Николай I очень ждал второго сына. Известие о том, что супруга Александра Фёдоровна родила дочь, поначалу его расстроило. Но очень скоро он поменял свое отношение к ребенку и полюбил Марию всем своим большим сердцем. Надо сказать, что любимица с рождения доставляла родителям кучу хлопот, обладая крутым нравом. Как и остальные дети Николая I, девочка получила блестящее образование, но привить ей покладистость не удалось никому. Сестра Марии княгиня Ольга Николаевна писала в своих дневниках, что та с пеленок была целеустремленной и решительной. Мэри умела добиваться всего, что вздумается, разливая вокруг фонтаны улыбок, взглядов и нужных слов. Ее ярко выраженное обаяние позволяло даже пренебречь этикетом: ей прощали абсолютно все. Переменчивая, чувственная и при этом жесткая, она безрассудно следовала любому внутреннему порыву, флиртуя до потери сознания и вводя в ступор степенную мать. Александра Федоровна хоть и любила дочь не меньше остальных, но испытывала некий страх перед ее будущим. Мэри еще в подростковом возрасте заявила, что ни за что не покинет Россию.
Царь Николай I и его дочь Мария Николаевна во время прогулки по Дворцовой набережной. /Фото: annapeicheva.ru
По традиции той эпохи дочери и сестры правителей укрепляли международные связи за рубежом, переезжая к знатным европейским супругам. Поэтому протест Мэри выглядел неслыханной затеей. Тем не менее, в день своего 16-летия она добилась от отца обещания, что тот никогда не заставит дочь покинуть Отечество. И подтвердила свои намерения, намекнув, что уйдет в монастырь, если гарантии будут нарушены.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:За что в России не любили царя Николая I, искреннего патриота и любителя законности.
Уступчивый потомок Наполеона
Первый и второй супруги Мэри.
Вскоре Мария Николаевна познакомилась с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в Херсоне, куда молодой человек приехал по поручению баварского короля Людвига I для участия в кавалерийских манёврах. Николай I сразу обратил внимание на иностранного гостя, увидев в нем потенциального жениха для любимой дочери. Макс приходился внуком Наполеону от его пасынка. Не раздумывая долго, Николай I предложил герцогу службу в русской армии и звание гвардейского подпоручика. Тот согласился. Между Марией Николаевной и Максимилианом Лейхтенбергским сразу возникла симпатия, что порадовало отца. После обручения пара венчалась.
Конечно, герцог был несколько удивлен условием жить в России, но против не выступил. Сразу после свадьбы зятю пожаловали чин генерал-майора и наградили орденом Андрея Первозванного. Княгиня, разумеется, располагала очень щедрым приданым и обеспечила семью солидным ежегодным содержанием. Для новоиспеченных супругов строился дворец, позже названый Мариинским. Еще через год Максимилиан получил титул Его Императорского Высочества, а потомки Марии Николаевны и герцога Лейхтенбергского впоследствии фамилию Романовых и княжеский титул. Из семерых детей, рожденных в семье, все прожили долгую жизнь, кроме скончавшейся от коклюша 3-летней Анастасии.
Максимилиан слыл человеком мягким, так что роль главы семьи ожидаемо играла Мария Николаевна. Она увлекалась благотворительностью и с восторгом отдавалась прелестям светской жизни. Правда, свободный нрав герцогини Лейхтенбергской дал поводы думать, что как минимум трое детей не имеют никакого отношения к законному супругу. Мария крутила романы направо и налево, пока Макс посвящал себя работе в Академии художеств. Увлекаясь изобразительным искусством с детства, он привез с собой в Россию частную коллекцию редчайших картин. Параллельно он глубоко интересовался гальванопластикой, минералогией, электрохимической металлургией, обустроив прямо в Зимнем дворце лабораторию. Герцог принимал личное участие в обследовании горных заводов Урала, предоставляя царю отчеты о текущем состоянии отрасли. Также Максимилиан основал в Петербурге предприятие по отливке бронзовых и мельхиоровых скульптур. Николай I искренне ценил способности зятя, называя пятым сыном.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Чем закончились спиритические сеансы Великой княгини Александры, или Месть отчаявшейся супруги.
Тайное венчание упрямой княгини
Княгиня Мария с детьми. /Фото: i.pinimg.com
Но остались и другие взгляды на ситуацию, сложившуюся в семье Мэри. Поговаривали, что на тропу изменщицы княгиню толкнул сам герцог, изменявший жене с дешевыми женщинами. Через 6 лет после свадьбы Максимилиан скончался от туберкулеза. Марии Николаевне было 33 года.
Выдержав годовой траур, Мария Николаевна вышла замуж за настоящего отца троих своих последних детей. Граф Григорий Строганов в чем-то походил на покойного Макса, имея легкий характер и притягательную внешность. Но в своих талантах и увлечениях значительно уступал герцогу. О тайном браке Мэри знал только ее брат – будущий император Александр II. С венчанием, на котором настаивала княгиня, возникли проблемы. Священники побаивались гнева Николая I, и Марии с графом Строгановым пришлось венчаться в сельской церквушке в имении подруги невесты Татьяны Юсуповой. Батюшка Николай I так ничего и не узнал до самой смерти, как и задумывалось. А вот матери, императрице Александре Федоровне, тайна все же открылась. Узнав, что ее старший сын Александр был в курсе происходящего, она написала, что самое жестокое в жизни - быть обманутой детьми. Когда царем стал Александр II, он не разрешил Мэри предать ее второй брак гласности. Тогда она решила уехать за границу, чтоб избавиться от всех ограничений в новой семье. Семейная пара обосновалась на вилле во Флоренции, где великая княгиня Мэри отдалась пышным приемам для европейских гостей, выращиванию редких сортов роз и коллекционированию картин - совсем как первый супруг.
Древнюю Грецию часто считают родиной всей западной цивилизации. Прочтите в другой нашей статье о том, существовал ли лабиринт минотавра и ещё 9 неразгаданных до наших дней тайн Древней Греции.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: