История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Цветы, травинки, рыжеволосые женщины, шекспировские и библейские сюжеты — это все, казалось бы, привычное и понятное. С точки зрения техники изображения ничего неожиданного: складные мазки, естественные яркие цвета, умеренные контуры, объемные фигуры. Так почему же Братство прерафаэлитов считают первым движением авангардистов в Европе и в чем заключался вызов традициям? Как нескольким юным выскочкам удалось провернуть в британской живописи революцию?


Протест против преподавателей

Прерафаэлиты стремились к естественности. / Фото: www.christies.com

Прерафаэлиты стремились к естественности. / Фото: www.christies.com


Братство прерафаэлитов появилось в 1848 году силами семи участников. Среди них было три главных и смелых: Джон Эверетта Милле, Уильям Холман Хант и Данте Габриэль Россетти. На тот момент все они числились студентами Королевской академии художеств, а объединило живописцев методами преподавателей. Художники того периода руководствовались строгими правилами касательно формы, композиции, цвета. Но Милле, Хант и Россетти решили, что английское искусство 19 века превратилось в этих рамках в нечто скучное и предсказуемое.

Они поспорили с тем, что композиция обязана быть пирамидальной, что основной свет отдается центральной фигуре, что один угол следует всегда затемнять. И тогда товарищи принялись искать новую точку отсчета, замахнувшись на создание революционного направления в британском изобразительном искусстве. По одной из версий, концептуально братство утвердилось на одной из встреч, куда кто-то принес итальянские гравюры 15 века. Условно это считалось искусством "до Рафаэля", когда жизнь принято было изображать намного реалистичнее.

Святотатцы



"Христос в родительском доме". / Фото: www.theinsightpost.com

"Христос в родительском доме". / Фото: www.theinsightpost.com


Первые работы художников-прерафаэлитов, попавшие на выставки Королевской художественной академии, подвергались беспощадной критике. Авторов картин приняли за компанию выскочек, а их творческие формулы обзывали средневековым бредом. Сегодня понятно и то, что в глазах современников прерафаэлитов не была популярной привлекательность женских образов. Первая волна возмущений со стороны академиков и зрителей пошла после работы Джона Милле «Христос в родительском доме».

Йосифа автор вдруг изобразил мускулистым мужчиной, загорелые руки которого пестрели вздувшимися венами. Святая Анна тоже получила стараниями Милле отекшие старческие кисти. Но больше всего поразил маленький Иисус с всклокоченными рыжими волосами и грязными ногами. Кстати, для правдоподобности Милле скупал у мясников овечьи головы, перенося изображение на задний план картины с натуры.

Столь натуралистичные детали в изображениях членов Святого семейства были приняты обществом как кощунство. Последние три века изображения библейских сцен подчинялись выхолощенным канонам итальянского Возрождения, что считалось безупречным. После максимально бурной реакции на провокационную картину сама королева Виктория потребовала доставить ей «Христос в родительском доме». Со словесной критикой на Милле обрушился и авторитетный Чарльз Диккенс.

Дева Мария с сестры



Хант, "Нахождение Христа во Храме". / Фото: www.reshenie.vcc.ru

Хант, "Нахождение Христа во Храме". / Фото: www.reshenie.vcc.ru


Не менее шокирующим для чопорной публики стало то, что «братья» усадили позировать братьев, сестер, родителей, любовниц, домашних слуг, дам лёгкого поведения, продавщиц и портних. С них прерафаэлиты дерзнули писать библейские образы людей. Россетти использовал сестру Кристину для написания Девы Марии в «Благовещение», а для «Христа…» Милле позировали отец, кузен, невестка и плотник-сосед. Хант в поисках подходящего типажа для картины «Нахождение Спасителя во храме» отправился в Палестину и уговорил сотрудничать местных раввинов. То есть представителей совсем другой веры. Критики резко отметили, что у прерафаэлитов даже ангелы выглядят коренастыми юношами, в венах которых настоящая кровь, а из-под туник бесстыдно выглядывает бедро.

Не обращая внимание на реакции, художники писали одержимо и честно. Рыжеватые ресницы, выступающие подкожные вены, неровные края ногтей, глубокие морщины. А в библейские времена они отправлялись с одной лишь целью - представить, как всем известные герои могли бы выглядеть в реальности. Юных выскочек открыто обвиняли в нездоровом тщеславии и комплексе недостатка внимания. Студентов клеймили еретиками и всячески препятствовали продвижению их творчества. Но, как известно, где резонанс, там и слава.

Россетти, "Офелия". / Фото: www.za.pinterest.com

Россетти, "Офелия". / Фото: www.za.pinterest.com


Да и, справедливости ради, нужно учитывать, что всякая революция приходит вовремя. Это всего лишь оперативный ответ на запрос эпохи. Как говорил Пикассо, он всего-навсего «публичный артист, который понимает свое время и использует в своих интересах глупость, тщеславие и жадность современников». Так произошло и с героями своего времени прерафаэлитами. — герои своего времени. Заскучав, они играючи совершили в английском искусстве переворот. Студентам стало неинтересно бродить по выставкам Королевской академии, зевая у портретов жеманных красоток в пудре и париках.

За два десятка лет до импрессионистов они пошли на пленэр. Прерафаэлиты решили мокнуть под дождем и сгорать под солнцем, терпеть атаки комаров и сбивать на скорую руку укрытия от сильного ветра. Милле и Хант около 6 месяцев провели на берегах речки Хогсмилл, зарисовывая редкую растительность для будущих картин. Пейзаж на картине «Офелия» был настолько совершенным, что известный лондонский преподаватель изучал со студентами растений сельской Англии по этой картине. Он утверждал, что непосредственно экскурсия окажется менее эффективной.

Адмирал-«Пузыри»



Джон Рёскин, подаривший прерафаэлитам славу. / Фото: www.mereorthodoxy.com

Джон Рёскин, подаривший прерафаэлитам славу. / Фото: www.mereorthodoxy.com


Когда Братство поддержал именитый художник Джон Рёскин, прерафаэлиты обрели знаменитость и богатство. Эксперту-живописцу в Англии верили беспрекословно. В Европе это была первая группа художников, достигшая массовости своего искусства. Арт-дилеры скупали их картины, устраивая масштабные выставочные туры по британским городам, а вскоре и по Америке, Канаде, Австралии, и Новой Зеландии. На основе полотен прерафаэлитов начали печатать сотни тысяч гравюр.

В 1857-м Ханту, Милле и Россетти предложили проиллюстрировать томик стихотворений Теннисона. 30 уникальных работ положили начало английскому золотому веку книжной иллюстрации. На прерафаэлитов обрушились бесконечные предложения и заказы на копии популярных картин. Например, Россетти 8 раз повторил «Прозерпину», а Хант выдал три варианта «Света мира». «Пузыри» Джона Эверетта Милле знал каждый англичанин - компания-производитель популярных моющих средств Pears купила у автора права на картину для использования ее в рекламе мыла. Позировал художнику его внук, ставший впоследствии адмиралом Королевского флота. Но всю оставшуюся жизнь его продолжали называть Bubbles (пузыри).

Куда более остросюжетно складывались дела у русского классика. Почему считалось опасным позировать художнику Илье Репину: Что случалось с натурщиками великого мастера.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








230
сегодня 17:30
В закладки
Версия для печати