«Я русская со всеми вывертами»: Как Солженицын рассорил Галину Вишневскую с Родиной

До 1969-го Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были популярной звездной парой, известной на весь Советский Союз. Но вскоре на семью обрушились неприятности, и в 1978 году музыкантов лишили советского гражданства. К тому времени супруги уже несколько лет проживали на Западе и вряд ли планировали возвращаться домой. Причиной опалы стала поддержка Солженицына, который какое-то время проживал дома у артистов. Галина горой встала за мужа, после чего последовала вынужденная эмиграция. Вернуться в Россию Вишневская и Ростропович смогли только с распадом СССР, поведав о причинах случившегося.
Звездный путь

Счастливый творческий союз.
Галина Павловна Вишневская родом из Ленинграда, все ее детство прошло в Кронштадте. Специального музыкального образования она не получала, но уникальный природный голос замечали даже далекие от музыки соседи. К началу Великой Отечественной войны ей только исполнилось четырнадцать. Всю блокаду девочка с матерью и бабушкой провели в городе, прячась в бомбоубежищах от фашистских налетов. Именно тогда, в одном из холодных подземных помещений Галина впервые запела — поначалу тихо и несмело, будто сама боялась мощи своего дара. Люди вокруг заслушивались и просили петь снова и снова.
Те моменты Вишневская будет вспоминать как стартовые в своей карьере, тогда ее голос значил нечто большее, чем демонстрация природного дара. В 1944-м восемнадцатилетняя Галина поступила в Ленинградский областной театр оперетты, а уже спустя несколько лет ей доверяли сложные сольные партии. В 1952 году Вишневская выиграла конкурс, что и стало ее билетом в светлое будущее. Приняв приглашение Большого театра Москвы, она погрузилась в звездную оперную жизнь.

Всесоюзная популярность.
Мстислав Ростропович родился и вырос в Баку в семье профессиональных музыкантов. Занимался музыкой с раннего детства, а в 1946 году успешно закончил Московскую консерваторию. Известность пришла к Ростроповичу в качестве виолончелиста, и в 1947-м он уверенно взял I премию на престижном Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге. В тот период молодые люди и встретились, став на редкость успешным творческим союзом, где талант, любовь и работа никогда не спорили. В 1951-м глава семьи был удостоен Сталинской премии II степени, в 1964-м стал лауреатом Ленинской премии, а еще спустя два года звался народным артистом СССР. В 1955 году пара сыграла свадьбу, прожив в итоге вместе 52 года. Оба активно гастролировали и завоевали популярность за границей, выступая с именитыми мировыми оркестрами и театральными труппами. С 1962-го Мстислав Ростропович зарекомендовал себя в качестве великого дирижера.
Отказала Большому ради мужа

Мстислав и Галина с детьми.
Мстислав Ростропович с женой тесно дружили с Александром Солженицыным. Когда у того возникли проблемы с властями и он был исключен из Союза писателей, друзья поддержали его. Зимой 1969 года Ростропович и Вишневская пригласили больного и опального писателя пожить в свой дом в подмосковной Жуковке. После такой выходки Мстиславу Леопольдовичу на высшем уровне настоятельно посоветовали как можно скорее избавиться от жильца, но музыкант отказывался. Солженицын продолжал жить и работать в гостях до 1971 года, что совсем не скрывалось. Неудивительно, что последствия пришли быстро. Сначала кучно отменялись гастроли Ростроповича, перестали поступать приглашения, фамилия дирижера исчезла из афиш, а следом в забвение попала и Вишневская. Но прямого давления на тот момент не оказывалось.
И тут Галине Павловне сделали предложение снова выступать в Большом. Согласись она – и конкретно ее жизнь вернулась бы на прежний сценический уровень. Ей четко дали понять, что в театре артистку ждут роли, публика и былая слава. Но поставили условие: не упоминать мужа и не выступать в его защиту. Вишневская внимательно выслушала и уверенно сказала «нет». Надо ли говорить, чего ей стоила такая дерзость. Путь назад в театр оказался закрыт навсегда. Еще и Ростропович после присуждения Солженицыну Нобелевской премии разослал в советские газеты письмо в защиту друга. И тогда у семьи начались неприятности посерьезнее. Помимо отмены всех концертов и съемок артистам ограничили зарубежные поездки, Вишневская выпала из программ ТВ и радио.

Поставил дружбу выше карьеры.
Новым ударом стала позиция коллег: в 1974-м группа артистов обратилась в ЦК КПСС с требованием отмены оперы «Тоска» с участием Ростроповича и Вишневской. Правда, одна из подписавшихся, давняя подруга Галины Елена Образцова, свою причастность к травле позже отрицала. В интервью она рассказала, что обращение в ЦК было связано с желанием добиться справедливости – «Тоску» в тот период одновременно записывали и другие артисты. Так что поступок был призван не навредить коллегам, а помочь выйти на сцену другим, менее известным. Галина Вишневская в такую версию не поверила. Через много лет она заявила, что хоть и простила всех, но ничего не забыла.
В том же 1974 году в Москву прибыл американский сенатор Эдвард Кеннеди - младший брат президента, и привез письмо от имени великого дирижера Бернстайна с предложением отпустить опальных артистов из Союза. Свою личную просьбу гость озвучил в ходе личной встречи с Брежневым. Генсек удовлетворил это требование, и очень скоро Ростропович с супругой выехали в Америку. Поездку оформили в Министерстве культуры как командировку.
Возвращение в новую Россию

Москва, 1993 год.
После выезда из Советского Союза к супругам вернулась блестящая карьера. Мстислав Ростропович стал за границей одним из ведущих дирижеров, известных на весь мир. В 1977-м ему предложили возглавить Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне. В начале 1978 года стало понятно, что возвращаться домой ни Ростропович, ни Вишневская не собираются, и советские власти лишили их гражданства. Эту новость напечатала 16 марта 1978 года газета «Известия» в статье под громким заголовком «Идеологические перерожденцы».
Российское гражданство Ростроповичу и Вишневской вернули только в 1990 году, после чего оперная певица первой вернулась на родину. Галина Павловна сразу открыла школу оперного пения и стала жить на две страны. Когда журналисты спросили Вишневскую, какую землю она считает родной, певица ответила: «Это моя земля, мой народ, корни мои здесь. Я себя не мыслю другой. Я русская женщина. Я русский человек со всеми вывертами, нам, русским людям, присущими».
Ростропович и Вишневская прославились и как жесткие родители. Как сложились судьбы дочерей, которых сдали в монастырь Ростропович и Вишневская, хотя могли дать им всё.


