Интернет пестрит весёлыми рассказами о неприспособленной сестре Фаины Раневской, которая всю жизнь прожила за границей и прибыла в Москву доживать свой век. На самом же деле за яркими ироничными историями скрывалась жизнь двух немолодых женщин, родных по крови, но привыкших жить каждая в своём пространстве. Они радовались воссоединению, но совместная жизнь нелегко давалась обеим. Фаина Раневская и Изабелла Аллен заново узнавали друг друга, но на это им было отпущено слишком мало времени.
Две сестры
Фанни Фельдман в детстве (слева внизу) с сестрой Изабеллой (в центре), братом и гувернанткой. / Фото: www.myshared.ru
Они всегда были очень разными, Изабелла и Фанни Фельдман. Изабелла была на четыре года старше своей сестры, а ещё красива и общительна. Фанни была не столь хороша собой, да ещё и чувствовала себя менее любимой родителями. К тому же старшая сестра была примерной девочкой, в особом озорстве замечена не была. Зато Фанни вполне могла вместе с братом Яковом забраться в отцовский кабинет, да утащить оттуда коньяк или папиросы.
Маленькая Фанни с братом Яковом. / Фото: www.isrageo.com
Изабелла, ожидаемо, довольно быстро вышла замуж и уехала с супругом во Францию. Фаина примерно в это же время отправилась в Москву, чтобы исполнить свою главную мечту: стать актрисой. Казалось, пути двух сестёр разошлись навсегда. После революции вся семья Фаины Раневской эмигрировала за границу. Фаина же категорически отказалась покидать Россию. Позже Раневская упоминала, что удержала её любовь к русскому театру. Правда, Изабелла при этом добавляла: помимо театра был ещё некий Максимилиан.
Фаина Раневская с сестрой Изабеллой. / Фото: www.taglib.ru
Как бы там ни было, но в России Фаина Раневская осталась совершенно одна. Она училась мастерству у Павлы Леонтьевны Вульф, которую впоследствии называла своей второй матерью. Фаине Георгиевне прошлось пройти множество испытаний на своём пути к славе и признанию. Были голодные военные годы, били периоды полного безденежья. Она не роптала и старалась ко всему относиться со свойственной ей иронией.
Фаина Раневская в юности. / Фото: www.redler.ru
Прошло много лет и в 1961 году старшая сестра Фаины Раневской приняла решение перебраться к младшей в Москву. Изабелла представляла себе: её знаменитая сестра живёт примерно так же, как зарубежные звёзды. Шикарный дом, прислуга, всеобщее почитание и желание угодить от всего обслуживающего персонала.
Воссоединение
Изабелла Аллен-Фельдман. / Фото: www.f-ranevskaya.ru
Чтобы получить разрешение на прописку сестры в Москве, Фаине Раневской пришлось вспомнить все свои высокие знакомства и связи. К счастью, это как раз был период кратковременной оттепели. Знаменитой актрисе позволили поселить у себя сестру.
Изабелла долго не могла привыкнуть к реалиям советского быта. Её удивляла небольшая квартира сестры и очереди в магазинах, отсутствие самых простых продуктов и элементарной службы доставки, хамство продавцов и невозможность приобрести мало-мальски приличную вещь.
Фаина Раневская. / Фото: www.kinopoisk.ru
Она постоянно попадала в смешные ситуации и совершенно не понимала, почему продавщица в соседней булочной нахамила ей в ответ на вежливые расспросы, а домработница Раневской, разбив банку с мёдом, не извинилась, а высказала недовольство по поводу поставленной неправильно той же банки.
Со всем этим Изабелла Аллен могла бы смириться. Но тяжелее всего ей давалось принятие собственного одиночества в обществе родной сестры. Несомненно, они любили друг друга и при этом обижались по мелочам.
Фаина Раневская. / Фото: www.f-ranevskaya.ru
Изабелла не могла никак привыкнуть к грубоватой манере общения Фаины, а когда та перестала с ней общаться после появления в их доме друга юности старшей сестры, то и вовсе загрустила, а потом написала в своём дневнике настоящий ультиматум. Дневник она оставила на видном месте, чтобы сестра смогла прочесть. К счастью, вскоре ссора была забыта, а после смерти Павлы Вульф Изабелла вдруг поняла, насколько одинока её Фанни, горько оплакивавшая свою наставницу и подругу.
Голос сердца
Две сестры. / Фото: www.f-ranevskaya.ru
Возможно, именно тогда наступил лучший период в жизни обеих сестёр. Кажется, между сёстрами настало время глубокого взаимопонимания. Они с удовольствием общались, вместе хохотали над смешными ситуациями, в которые всё так же продолжала попадать Изабелла, не в силах привыкнуть к советским реалиям. Её обсчитывали в магазине, а сестра готова была тут же устроить скандал. Правда, разницу всё равно никто не возвращал, но хотя би приносили извинения.
Фаина Раневская. / Фото: www.yandex.net
Благодаря Фаине Георгиевне её сестра перезнакомилась со многими знаменитостями, принимала историю каждого близко к сердцу и жалела всех тех, у кого судьбы оказались изломанными. Изабелла скучала по своей юности и по их общим знакомым в Таганроге, где обе сестры родились и выросли. Но Фаина Раневская не склонна была возобновлять старые знакомства. Раневская утверждала, что сама стала другой, жизнь у неё теперь совсем не та, что была в Таганроге, соответственно, поменялся и круг общения.
Они очень изменились, Изабелла и Фанни, словно поменявшись местами. Тихая и незаметная Фанни стала любимицей миллионов, теперь она была остра на язык и никогда не спускала шуток, отпущенных в её адрес. Изабелла из бойкой красавицы превратилась в тихую даму, как она сама писала о себе в дневнике, «со следами былой красоты на лице».
Фаина Раневская. / Фото: www.e-libra.ru
В 1962 году Изабелла Георгиевна заболела. Сестра и врачи скрывали от неё истинное положение вещей и не говорили об онкологии. Однако она сама догадалась: поправиться ей уже не удастся.
Сестры таились друг от друга: Фаина Раневская делала вид, что дела Изабеллы не так уж плохи, а та, боясь доставить лишние переживания Фанни, старательно скрывала своё знание о приближающейся смерти. Она угасла очень быстро, успев пожить рядом с сестрой всего три года.
Фаина Раневская ещё долго винила себя в том, что была слишком увлечена театром и не уделяла сестре больше внимания.
Фаина Раневская прославилась не только благодаря несомненному актерскому таланту, но и неординарному чувству юмора, из-за чего ее имя часто вспоминают в контексте анекдотичных ситуаций, в которые она часто попадала, а нередко и сама их провоцировала. Но на самом деле ее жизнь давала мало поводов для смеха: отведенные ей 87 лет она провела почти в полном одиночестве, и причину этого видела в себе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: