Почему нет голов или отломаны носы у статуй Древнего Рима (и дело не во времени): Хитрость скульпторов и посмертное наказание

Археологические скульптуры Древнего Рима часто имеют изъяны в виде отломанных или сбитых частей лица. Это можно было бы списать на давность, однако зачастую их калечили специально, чтобы стереть из памяти образ первых лиц республики или преступников, покушавшихся на них. Античные скульпторы были прагматичными людьми, поэтому, учитывая сложный процесс лепки и быструю смену императоров, задумали съемные части, что позволяло быстро наполнять город статуями новых правителей.
Статуи как свидетельство успеха и достояний

Статуи в Древнем Риме как свидетельство успеха и достижений.
Человек издревле пытался создавать статуи. Самые ранние творения были из дерева и не смогли сохраниться из-за непрочности материала, чего нельзя сказать о статуях Древнего Рима и Греции. Сделанные из камня, мрамора либо бронзы, они показывают культуру своего времени и мастерство скульпторов.
В античные времена было принято возвышать богов, поэтому первые статуи были посвящены им. Они олицетворяли совершенство, потому что боги не могли быть другими. Затем скульпторы стали лепить образы выдающихся деятелей и победителей Олимпийских игр, чтобы возвеличить одних и поставить в пример других. В Древнем Риме статуи воздвигались в честь политических лиц, императоров, полководцев, тех, чьи достижения были неоспоримы и принесли большую пользу. Чтобы увековечить их заслугу, к статуе добавляли надпись, в чем она состояла. Иногда образ создавался наподобие божества, как было с императором Октавианом Августом, которого слепили в виде Юпитера.
Однако присутствовали и нюансы – статуя делалась долго, а правители менялись порой очень быстро, и скульпторы просто физически не могли уложиться в короткие сроки, чтобы наполнить новыми образами город. Поэтому была использована небольшая хитрость.
Съемные головы статуй

Во время лепки статуям иногда специально делали съемные головы.
Некоторые статуи Древнего Рима имеют трещины на шее, что сразу вызывает впечатление того, что они были сломаны. Однако это совсем не так. Мало кто из античных скульпторов решился бы ломать многомесячный труд. Работа начиналась с обработки большого куска мрамора, который уменьшали до необходимых размеров большим инструментом, а мелкие детали могли делать отдельно, а потом прикреплять. Поэтому часто и видны места соединения рук или ног. Но с головами была другая история, на которую повлияла частота смены правителей. Их специально делали съемными, чтобы при становлении нового императора голову со статуи можно было снять и заменить другой, и на это уходило меньше времени.
Туловище же делалось стандартным, которое бы подходило для многих, разделяя лишь на мужскую и женскую скульптуру. Для императоров – это была статуя, «одетая» в тунику с перекинутой тогой через плечо, что указывало на привилегированный класс, для женщин – традиционная одежда: туника, стола и палла, которая набрасывалась поверх туники, оборачивалась вокруг пояса, и один конец перебрасывался через плечо. Из-за того что одежда у всех была стандартной, на статуе оставалось заменить только голову, и новый образ правителя был готов.
Статуи намеренно изувечивали, стирая память о личности

Статуи тех, кто подвергался проклятию памяти, ломали специально.
Немаловажную роль в том, что античные статуи дошли с отбитыми носами и другими повреждениями, сыграл закон «проклятие памяти», когда свергнутого императора «стирали» из памяти. Сенат принимал решение, выносил «приговор», и все, что касалось определенного лица, убиралось. О нем не должно было ничего напоминать. В этом случае, когда статуя была не со съемной головой, ее лицо старались обезобразить и отбивали части, чтобы стереть характерные черты. Эти же статуи убирались со дворцов и площадей, но могли разместить где-то на окраинах и задворках. Порой, уже с отбитыми частями лица, статуи закапывали у храмов, что подтверждают археологические раскопки.
Стереть из памяти какую-то личность означало избавиться от всего – от картин, рукописей, законов, которые были приняты императором, его изображений на монетах, надписях на барельефах и надгробии. Видимо, это одна из причин, почему мало сохранилось их личных портретов. Но самым ужасным было, когда решалось, что вместе со свергнутым должна исчезнуть и вся его семья. После того как решение было вынесено, оно подлежало беспрекословному исполнению. Традицию нарушил впервые принцепс Клавдий, отказав Сенату в damnatio memoriae (проклятие памяти) с Калигулой.
Статуи, пострадавшие от «проклятия памяти»

После приговора проклятия памяти статуям сбивали часть лица.
Возвышение и падение, а затем «проклятие памяти» - это пришлось испытать на себе Луцию Элию Сеяну, который возвысился благодаря своему уму и покровительству. Родившийся во всаднической семье (одно из привилегированных сословий), сначала сопровождал Гая Цезаря, а позже, когда к власти пришел Тиберий, находился в подчинении Друза Младшего. Потом Сеян возглавил гвардию и изменил командование, взяв все в свои руки, упразднив разрозненные объединения и сделав их одним целым. Это помогало командовать ими, а на врага наводить страх большим количеством. Это привело к противостоянию с Друзом Младшим, но Тиберий как будто этого не замечал и прославлял достижения Сеяна, приказав всем восхвалять его имя и достижения возле его статуй.
Сеян получил невероятную власть после смерти Друза, но его же хитрость и завела его в ловушку. Когда Тиберий пришел в себя после смерти единственного наследника Друза Младшего, он вызвал Сеяна в Сенат под предлогом передачи трибуната, но на самом деле там ему зачитали обвинение и приговорили к казни за попытку захвата императорской власти. Было вынесено постановление damnatio memoriae, а смертный приговор исполнили незамедлительно. Однако он распространился не только на его семью, но и ближайшее окружение, которое могло бы быть в сговоре с Сеяном. Были умерщвлены все дети Сеяна, первая жена сама покончила с жизнью, обвинив перед смертью в случившемся Ливиллу (в том, что она отравила Друза). Ливилла также закончила жизнь самоубийством, а далее расправы коснулись остальных причастных лиц меньших по статусу, многих, кто был сторонником Юлиев-Клавдиев.

Луций Сеян и Луций Сулла.
Все статуи Сеяна были подвергнуты искажению, с монет стирали его изображение. За него попытался вступиться в суде лишь Марк Теренций, высказавшись, что почитали того, кого возвысил Цезарь и кто породнился с Клавдиями и Юриями, одарив Сеяна почестями и богатством, но нет никого, кто бы мог сказать, что всего этого не было в руках Сеяна.
Статуи Юлии Старшей, дочери Октавиана, также подверглись разрушению из-за ее поведения. Она была замужем несколько раз, однако все браки заканчивались неудачно или были несчастливыми, как в случае с Тиберием. Дошло до того, что ее обвинили в измене и выгнали из Рима, и тогда на нее было возложено наказание «проклятие памяти». Отец ее лишил наследства и запретил находиться в своем мавзолее, лишив возможности быть частью семьи. Юлия не прожила и года за стенами Рима, в лишениях и голоде. Но суть в том, что до наказания в ее честь создавались статуи как члену императорской семьи, а после было приказано уничтожить их, а с монет стереть изображение. Поэтому ее изображение или запись о жизни не встречается, когда находятся какие-то сведения о роде Октавиана.

Изувеченные статуи женщин Древнего Рима.
По примеру Сеяна и Юлии подобному наказанию подверглись полководец императора Марка Аврелия – Авидий Кассий, мать императора Нерона – Агриппина Младшая, императоры Домициан, Коммод, Нерон, Элагабал с матерью Юлией Соэмией и другие. Однако было и такое, что приходил следующий правитель, и если он считал несправедливым «проклятие памяти» к какому-то лицу, то производились восстановительные действия, но такое было редко.
В Древнем Риме судили по Законам XII таблиц, в которой постарались учесть все, чтобы виноватого призвать к ответственности. Чтобы не было ссор, установили, как должны соседи относиться к имуществу и собственности своего соседа, когда оно могло перейти кредитору, и как привести на суд того, кто старался отлынивать от долга.


