Как Набоков, Шагал и другие русские эмигранты создавали новую культуру в Европе после революции 1917 года

Первая волна русской эмиграции, начавшаяся после Октябрьской революции 1917 года, была самой массовой в истории России и беспрецедентной по своей сути. Из страны вынужденно уезжало огромное количество людей, в том числе цвет русской интеллигенции и аристократии, писатели, музыканты, художники. Они увозили с собой не только свой талант, но и культурный код своего отечества, который им предстояло переосмыслить в изгнании и сохранить для будущих поколений.
Разрушенная империя и возрожденный культурный код

Отъезд русских эмигрантов из России после революции стал массовым явлением
Революция 1917 года стала одним из самых трагических событий для многих русских людей. Ознаменовав конец династии Романовых и многовекового правления Российской империи, она привела не только к масштабным социальным, политическим и экономическим преобразованиям, но и породила диктатуру пролетариата, постоянное вмешательство партии в дела искусства, запрет на свободу слова и печати, преследование старой интеллигенции. А последовавшая за революцией Гражданская война привела к экономическим трудностям в стране, нехватке продовольствия и разрушению многих культурных ценностей.
Некоторые русские люди из числа творческой интеллигенции приняли революцию, с первых же дней прославляли ее в своих произведениях, другие эмигрировали, но потом вернулись, осознав, что не могут творить вдали от родины. Судьбы этих людей складывались по-разному, кто-то стал прославленным «певцом революции», иные были репрессированы и сосланы в лагеря, некоторые отказались от творчества и вскоре ушли из жизни или были забыты. Но было много таких, кто принял для себя непростое решение – покинуть родину.
Волна первой русской эмиграции была настолько масштабной, что после 1917 года возникло и сформировалось такое понятие как «русское зарубежье». Русские эмигранты селились по всей Западной Европе, но большинство творческой интеллигенции предпочло осесть в Париже или Берлине, где были открыты русские школы, начала работать Русская Православная церковь, издавались русские газеты и журналы. Лондон оказался менее гостеприимным для эмигрантов, поскольку британское правительство неохотно принимало русских.

Русские эмигранты первой волны
Тем не менее многие русские, оказавшись в вынужденной эмиграции, оставили заметный след в различных областях культуры и смогли сберечь для потомков русский культурный код. Более того, после революции русская культура оказалась в центре внимания на Западе, в то время как в Советском Союзе она переживала не самые лучшие времена.
От Дягилевских сезонов до Шагала

Сергей Дягилев и артисты его труппы
Любовь к родине и потрясение происходящими там событиями, неприятие советской власти и утрата возможности вернуться из эмиграции - все это стало спусковым механизмом для формирования огромного пласта русской культуры за рубежом. В то время как советская власть пыталась «стереть» значительную часть культурно-исторической памяти русского народа, искоренить из русской души веру в Бога и стремительно строила государство с новой идеологией, русская эмиграция стала своего рода хранителем великой русской культуры и традиций русского народа. Во многом благодаря русским эмигрантам первой волны не прервалась культурная нить, связывающая прошлое и будущее России.
По самым скромным подсчетам, в первую волну русской эмиграции, которую принято относить к 1917-1924 годам, Россию покинули около двух миллионов человек, половина из которых занимались тем или иным видом творчества. Творческая интеллигенция стремилась обосноваться в Париже, считавшемся культурной столицей Европы. Именно там смогли получить признание и прославиться большинство великих русских художников, музыкантов, артистов.
Париж познакомился с русским искусством за десять лет до Октябрьской революции благодаря деятельности талантливого импресарио Сергея Дягилева, который еще в 1906 году организовал там первую выставку русского творчества, в 1907 году провел «Исторические русские концерты», в программу которых было включено 5 симфонических выступлений, а в 1908 году дебютировал со своей программой «Русский сезон», главным событием которой стала опера «Борис Годунов». После революции Дягилев остался во Франции, его «сезоны» с оглушительным успехом шли по всей Европе, знакомя зарубежную публику с новаторской русской музыкой и танцами, сделав русское искусство невероятно популярным на Западе, а его балетная труппа оказала сильное влияние на развитие балета в XX веке.
Русский балет в Париже
Многие русские писатели, художники и поэты, несмотря на трудности эмиграции, продолжали свое творчество, стараясь добиться признания. Некоторым повезло меньше, и в борьбе за выживание им пришлось осваивать другие профессии, преимущественно в сфере обслуживания – работать водителями такси, швейцарами, билетерами. Их жены, умевшие шить, устраивались на работу в парижские дома моды, бывших аристократок с их уникальным русским стилем с удовольствием брали себя в помощники такие дизайнеры, как Коко Шанель.
Один из самых успешных русских художников Марк Шагал, который до революции имел опыт жизни во французской столице, но затем попытался приспособиться к жизни в советской России, в 1923 году все же вернулся в Париж. В тот период он начал создавать картины на библейские сюжеты, что помогло ему занять лидирующие позиции на художественной сцене и стать частью «парижской школы».
Марк Шагал
Самым популярным писателем, обосновавшемся в Париже, стал Иван Бунин, мастер коротких рассказов о «стареющих, одиноких людях в эмиграции», отражавших суровую реальность повседневной жизни французской столицы. Он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе в 1933 году, и до конца своих дней прожил в Париже, хотя большинство русских писателей предпочитали селиться в Берлине.
«Мозговой центр эмиграции» и творческая родина Набокова
Русские писатели в Берлине: сидят А. Ремизов и А. Ященко; Стоят: А. Белый, Б. Пильняк, А. Толстой, И. Соколов-Микитов. 1922 год
Берлин 1920-х годов стал вторым по значимости центром русской эмиграции. Его доступность и относительно низкие цены привлекали огромное количество людей, вынужденных покинуть родину. Но они никогда не переставали считать себя русскими, развивать свое творчество и верить в его значимость для будущего России. И если Париж в большей степени был центром русской эмиграции для художников, музыкантов и артистов, то Берлин чаще привлекал писателей.
Почти все значимые русские писатели XX века посещали этот город или временно жили в Берлине, а с 1920-х годов он стал настоящим «мозговым центром эмиграции», привлекая лучших русских мастеров слова. В то время его даже называли «Москвой на Шпрее» и «Третьей столицей России».
В 1920-е годы в Берлине действовало около 90 русских издательств и около двухсот книжных магазинов, где продавалась литература на русском языке. Инфляция, начавшаяся в Германии, позволила людям, имевшим иностранную валюту, дешево издавать высококачественные книги и экспортировать их за границу. В городе действовало множество литературных салонов, которые служили местом встреч для русских писателей, выходила ежедневная русскоязычная газета – «Руль», была открыта русская гимназия, а при университетах действовали объединения русских студентов.
Владимир Набоков
В Берлине начал свой творческий путь известный писатель и литературовед Владимир Набоков. Он эмигрировал туда вместе со своей семьей в двадцатилетнем возрасте, долго не мог интегрироваться в немецкое общество и большую часть времени проводил в русской общине. Позднее он написал, что никогда не любил Германию, не хотел испортить свой «драгоценный» русский язык, научившись говорить по-немецки, и надеялся, что скоро вернется в Россию. Хотя именно там он написал свои первые произведения, опубликовав их в нескольких газетах, издававшихся русскими эмигрантами, а также свою первую книгу «Король Дама Валет».
С приходом к власти Гитлера и началом Второй мировой войны многие русские эмигранты вынуждены были искать другое убежище, большинство из них эмигрировали в США, в том числе и Владимир Набоков.
Наследие, которое смогло выжить

Поэты-эмигранты, жившие в Хабрине: В. К. Обухов, М. А. Шмейсер, Н. Ильнек, А. И. Несмелов, А. Андреева, А. А. Ачаир.
Где бы не оказывались русские эмигранты, бежавшие от советской власти, все они без исключения страдали от ностальгии, что нередко находило отражение в их творчестве. Оторванные от родины, вынужденные приспосабливаться к жизни на чужбине и думать, как обеспечить свое существование, они утешали себя мыслью о скором возвращении в Россию. Многие даже отказывались принимать гражданство принимающих их стран, и получали особые паспорта, как лица без гражданства, надеясь вскоре вернуться на родину.
Однако после 1920-х годов стало очевидно, что возвращение невозможно – в советской России их считали «врагами», называли «бывшими людьми», их искусство подвергали жесткой критике, а произведения объявляли запретными.
Вынужденная эмиграция стала трагической главой русской истории, но вместе с тем важнейшим культурным феноменом, позволившим сохранить и развить ту часть русской культуры, которая непременно была бы утрачена в Советском Союзе. Творчество многих эмигрантов не только стало сокровищницей русского наследия, но и оказало огромное влияние на мировую культуру, сформировав своеобразный мост между искусством России и Запада.
Церемония вручения Нобелевской премии И. Бунину
И хотя последующие поколения эмигрантов, их дети и внуки, имеющие отношение к искусству, уже не ощущали себя частью старой России, а принадлежали к французской или немецкой культуре, их творчество положило начало совершенно новому, современному искусству, с могучими русскими корнями.
Но русские эмигранты жили не только в Европе О том, куда они бежали после революции и Гражданской войны, как жили и кем работали в других странах, читайте в другой нашей статье.


