+1 0
0
-1 0

Из-за чего друзья отвернулись от актрисы Софьи Пилявской, перед спектаклями она терпела унижения и 46 лет оставалась одна



Софья Пилявская в юности была так хороша собой, что вслед ей оборачивались не только мужчины, но и женщины. А ещё она была одарённой и решительной и, мечтая о подмостках с раннего детства, уверенно двигалась к цели. Она сияла на сцене МХАТа, снималась в кино, преподавала и не сетовала на судьбу, подарившую ей слишком много испытаний для одной жизни.


Польская княжна русской сцены

Софья Пилявская.

Софья Пилявская.

Её отец, страстный революционер и сподвижник Ленина, происходил из дворянского рода. Станислав Пилявский увлёкся марксистскими идеями ещё в гимназические годы, неоднократно подвергался арестам, а затем был навсегда сослан из родного Вильно в Красноярск. Там он встретил свою соотечественницу, оказавшуюся в Сибири благодаря матери — истинной польской аристократке, которая отказалась от семьи ради любви к простолюдину.

Молодые поженились, и в 1911 году у них появилась дочь. Ребёнка крестили в 11 месяцев по всем католическим канонам, дав ей, как принято, тройное имя: Софья Аделаида Антуанетта, но близкие звали её Зосей. Девочка была шумливой и непослушной, однако родители души в ней не чаяли и всячески баловали.

Софья Пилявская.

Софья Пилявская.


Зося проявляла характер с малых лет. В три года она схватила ножницы и остригла под корень почти все волосы, завитые на папильотки. Малышке категорически не нравились ни кудри, ни сам процесс их создания. После революции отец Софьи занимал высокий пост, семья даже проживала в Кремле. Актриса позже неоднократно вспоминала, как случайно врезалась головой в живот самого Ленина. Родители девочки в итоге развелись, но ради детей поддерживали нормальные отношения.

Однако семье стало жить намного сложнее, и в 1919 году Зосю определили в интернат. Пробыла она там неделю, и это оказалось настоящей пыткой: старшие девочки отобрали у неё все вещи, включая кусочек мыла, заставляли отдавать половину скудной еды, а ещё дразнили и оскорбляли. Когда через неделю мама приехала навестить дочь, Зося сначала молчала, а потом тихонько выбралась вслед за матерью за пределы интерната и предстала перед ней лишь на станции. Там она дала волю слезам и поведала о том, как действительно провела эту мучительную неделю. Мама больше не пыталась отправить дочь в тот несчастный «Лесной приют», после которого девочка ещё долго кричала ночами.

Софья Пилявская.

Софья Пилявская.


В четвёртом классе Софья Пилявская увлеклась театральным искусством. Она ставила школьные спектакли, сама в них выступала и полностью погружалась в процесс. Даже педагоги удивлялись, как ей удавалось переходить из класса в класс. Она просмотрела неоднократно все постановки МХАТа и видела себя в будущем звездой этой легендарной сцены. После школы она набралась храбрости и подала документы в Школу-студию МХАТ в класс, который вела сестра Станиславского Зинаида Сергеевна Соколова.

Она тщательно готовилась к прослушиванию и на экзамене прочла с чувством и выразительностью монолог Фленушки из романов Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Всё шло хорошо, но речь её была с заметным польским акцентом. Зинаида Сергеевна вынесла приговор: она никогда не сможет выступать на русской сцене, поскольку польский акцент неисправим.

Но Зинаида Соколова не знала Софью Пилявскую! Девушка сначала наплакалась, а затем запретила домашним разговаривать при ней на польском и сама принялась тренировать московское произношение. По нескольку часов ежедневно она повторяла одну фразу, добиваясь нужной округлости и мягкости звуков. Через год она вновь пришла к Зинаиде Сергеевне с тем же материалом. И была полностью вознаграждена за усилия: её зачислили в студию. Так польская княжна сделала первый шаг на русскую сцену.

Дочь врага народа

Софья Пилявская в фильме «Сталинградская битва».

Софья Пилявская в фильме «Сталинградская битва».

В студии Софья Пилявская встретила главного мужчину своей жизни — Николая Дорохова. Он влюбился в Зосю с первого взгляда и почти сразу стал называть её своей супругой. Он нежно ухаживал за ней, ежедневно провожал домой и заботился как о хрустальной вазе. Девушка ответила ему взаимностью. Вскоре влюблённые стали мужем и женой, мама Софьи приняла зятя, но отец так и не познакомился с мужем дочери. Накануне назначенной встречи Станислава Пилявского арестовали. Из тюрьмы он не вышел.

На Софье немедленно поставили ярлык: «дочь врага народа». Многие друзья и знакомые отвернулись от неё, и девушка в страхе ожидала дня, когда её вызовут в театр, где она уже работала, и объявят об увольнении. Её брат уже потерял работу, дочь отца от второго брака исключили из комсомола, а она продолжала выходить на сцену МХАТа. Заслуга в этом принадлежала самому Константину Сергеевичу Станиславскому. Именно он защитил актрису, отстоял её и не изгнал из МХАТа, несмотря на попытки давления на него.

Николай Дорохин.

Николай Дорохин.


У Станиславского был авторитет и влияние, к его словам прислушивались, и Софья Пилявская сохранила место. Правда, когда спектакли посещали высокопоставленные чиновники, перед выходом на сцену ей приходилось терпеть унизительные обыски.

Константин Станиславский.

Константин Станиславский.


Представитель силовых органов проверял, не прячет ли дочь врага народа в одежде оружие. Девушка стойко переносила это, держала голову высоко, и лишь лихорадочный блеск в глазах выдавал бурю эмоций внутри.

Любовь не изменяет


Тяжело пришлось и Николаю Дорохову. Ему настойчиво советовали отказаться от жены, а затем даже склоняли к сотрудничеству с НКВД и требовали написать донос на Софью Пилявскую. Прояви он слабость, и актриса немедленно последовала бы за отцом. Но Николай Дорохов стоял непреклонно, он не мог представить, как предать человека, которого любишь сильнее своей жизни. Стрессы того времени подорвали здоровье актёра, и в 33 года он перенёс первый инфаркт.

Софья Пилявская и Николай Дорохин.

Софья Пилявская и Николай Дорохин.


Тогда Зося преданно заботилась о нём, кормила с ложки, вела долгие разговоры, признавалась в любви и всеми силами помогала ему быстрее выздороветь. Муж поправился, вернулся к работе. Они были очень счастливы, Софья Пилявская и Николай Дорохов почти не расставались, им никогда не было скучно вместе, напротив, даже короткая разлука казалась вечностью. Они не могли существовать друг без друга и чувствовали себя спокойно лишь на расстоянии вытянутой руки.

Софья Пилявская.

Софья Пилявская.


После ареста отца Софьи у супругов осталось мало друзей, и сами они избегали людей. Не потому, что никому не доверяли, просто не хотели, чтобы из-за общения с ними кто-то пострадал. Среди немногих, с кем они поддерживали дружбу, была Ольга Книппер-Чехова, которую вполне можно было считать почти родственницей Пилявской и Дорохова — настолько тёплой и искренней была их связь.

Традиционно 31 декабря супруги шли к Ольге Леонардовне встречать Новый год, но 1954 год для Николая Дорохова не наступил. За 20 минут до боя курантов ему резко стало плохо, боль в сердце была нестерпимой. Прибывшие в квартиру Ольги Книппер-Чеховой медики констатировали смерть 48-летнего актёра. Софье Пилявской тогда было всего 42 года.

Она похоронила мужа, старалась изо всех сил поддерживать его родителей, а её поддерживала мама. Актриса продолжала выступать на театральной сцене, сниматься в фильмах, но внутри словно всё застыло. Она оставалась дружелюбной и приветливой, только глаза всегда были печальными.

Детей у неё не было, но всю нежность души она отдавала студентам, которым преподавала актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ. Они заходили к ней на чай, вели долгие беседы о профессии и жизни, спрашивали совета, делились переживаниями.
Софья Пилявская могла бы снова выйти замуж, поклонников у неё всегда было в избытке, находились и те, кто пытался за ней ухаживать. Но она смотрела на них с недоумением: разве кто-то способен сравниться с её супругом? Сама она даже не допускала мысли о другом мужчине. Она прожила 46 лет в одиночестве и никогда не задумывалась о новых отношениях. В её сердце навсегда жила любовь к лучшему на свете человеку, память о котором она не могла предать. И нарушить клятву верности, данную ему в день, когда согласилась стать его женой.

Софья Пилявская.

Софья Пилявская.


Одной из самых ярких работ Софьи Пилявской в кино стала роль Алисы Витальевны, тёти Костика, в фильме «Покровские ворота». Эту картину сегодня называют классикой советского кино, а ведь когда-то её положили на полку и были уверены, что «Покровские ворота» неминуемо ждёт провал.
0
1752 просмотров
В закладки
Версия для печати