Сергей Герасимов и Тамара Макарова. / Фото: www.liveinternet.ru
Союз великого режиссера и талантливейшей актрисы называли союзом равных. Они всегда были рядом, только Сергей Герасимов шел впереди, а Тамара Макарова на шаг позади него. Казалось, в их жизни есть все, что нужно для счастья: возможность творческой реализации, благосклонность руководства, успех, слава. Семья их казалась идеальной. Но за сдержанной царственностью актрисы скрывалась невысказанная боль и страх всё потерять в один момент.
Проверка боем
Тамара Макарова. / Фото: www.etoretro.ru
Она привлекла его внимание зажигательным чарльстоном, виртуозно исполненным во время демонстрации эстрадной миниатюры в актерской мастерской Фореггера в 1924 году. Он подошел, чтобы выразить свое восхищение ее мастерством. Но она не придала никакого значения этому событию.
Сергей Герасимов, "Союз великого дела", 1927. / Фото: www.kino-teatr.ru
К моменту первой их встречи Герасимов уже успел сняться в нескольких немых картинах Г. Козинцева и Л. Трауберга и пользовался расположением зрителей. Чуть позже Томочку Макарову пригласили сняться в фильме Г. Козинцева и Л. Трауберга «Чужой пиджак». К ней на улице подошла ассистентка и задала вопрос, о котором до сих пор мечтают многие юные создания: «Девушка, вы хотите сниматься в кино?» Естественно, она хотела, да к тому же идеально подходила на роль соблазнительницы-машинистки.
В 1926 году она дебютировала в качестве актрисы. На съемочной площадке она обратила внимание на того самого юношу, что восхищался ее чарльстоном. Он был элегантен и респектабелен, умел с достоинством носить совсем недорогие вещи, его дворянское происхождение чувствовалось всегда.
Тамара Макарова. / Фото: www.syl.ru
Между молодыми людьми завязались романтические отношения, но Томочка не спешила с головой бросаться в омут страстей. На первом же свидании она устроила ему проверку. Простая девчонка, выросшая на Лиговке, которая имела репутацию самого небезопасного района Ленинграда, Макарова была знакома со всей местной шпаной и даже пользовалась в этой среде определенным уважением. Она попросила приятелей испугать кавалера, проверить, способен ли он защитить ее.
Сергей Герасимов. / Фото: www.24smi.org
Когда парочка вышла из ресторана, на плечо Герасимова легла тяжелая рука, а вкрадчивый голос противно прошептал: «Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал». Молодой актёр слегка побледнел, но руку с плеча решительно стряхнул и остался стоять на месте. Проверку он успешно прошел и уже через месяц Сергей Герасимов и Тамара Макарова стали мужем и женой.
Союз равных
Сергей Герасимов и Тамара Макарова. / Фото: www.ekogradmoscow.ru
Сергей Герасимов уже начинал снимать своё кино, но не спешил предлагать роли своей молодой супруге. Она казалась ему слишком сдержанной в проявлении эмоций и чувств. Хотя именно это качество и позволяло ей сохранять всегда трезвую голову. Их сотрудничество началось с фильма «Люблю ли тебя?» и продолжилось до конца жизни великого режиссера.
После выхода на экраны Советского союза картины «Семеро смелых» Герасимов и Макарова стали настоящими знаменитостями. Теперь он снимал жену почти во всех своих фильмах.
Сергей Герасимов и Тамара Макарова. / Фото: www.mtdata.ru
Тамара всегда играла самозабвенно и с полной самоотдачей. Её главным оружием были глаза. Там, где другим актрисам требовалось сделать множество телодвижения, Макарова играла глазами. Её взгляд мог отразить всю гамму чувств, а мог сразить наповал. Герасимов очень любил снимать ее глаза. А сам смотрел на нее с мальчишеским удивлением и восхищением.
Много позже этот его влюбленный взгляд принесет ей немало страданий и женской боли. Ведь направлен он будет не на нее…
Сергей Герасимов, Тамара Макарова и Юрий Васильев в картине Герасимова «Журналист», 1966 год. / Фото: www.bulvar.com.ua
Начало Великой Отечественной войны они встретили, выйдя из студии. В ночь на 22 июня 1941 года они полностью закончили работу по «Маскараду» Лермонтова.
Тамара Макарова и Артур Макаров. / Фото: www.kino-novosti.org.ua
Макарова и Герасимов отказались покидать Ленинград. Она работала инструктором в Политуправлении, позже сандружинницей в госпитале. Он снимал фильм о жизни в военном Ленинграде. Эвакуировались в Ташкент они только в 1943 году. Там же они усыновили Артура, сына сестры Тамары. Сестра была репрессирована вместе с мужем после убийства Кирова.
После возвращения в Ленинград они продолжили работу в кино и стали преподавать во ВГИКе. Студенты слагали легенды о своих педагогах. Герасимов и Макарова к каждому относились как к родному ребенку. Они кормили, одевали и обували своих учеников, учили их простой житейской мудрости и хорошим манерам.
Сергей Герасимов и Тамара Макарова. / Фото: www.gallery.ru
Они удивительным образом дополняли друг друга в жизни, в работе. Если Герасимов горячился, только Томочка знала, как его успокоить. Она сглаживала все конфликты. Она чувствовала его и все его душевные терзания, как никто другой. В эпоху, когда в любую секунду милость властей могла смениться опалой, она помогала ему искать компромиссы. И добиваться необходимого путем наименьших для режиссера потерь. Его называли первым аристократом советского кино, а ее - первой красавицей.
Ходили слухи о слабости Герасимова к женщинам. Впрочем, в него были влюблены все представительницы прекрасного пола, которым посчастливилось лично познакомиться с великим мастером. Тамара Федоровна ревновала и мучилась. Но ни разу в жизни не позволила себе закатить скандал. Все, кто бывал в их доме, отмечали необыкновенно доброжелательную атмосферу, распахнутые двери и глубоко уважительное отношение супругов друг к другу. Впрочем, Сергей Аполлинариевич тоже ревновал жену. Необыкновенно женственная, элегантная, красивая, она неизменно пользовалась успехом у мужчин.
Но все же было между ними даже нечто большее, чем любовь. Это была безграничная уверенность друг в друге, переполняющее ощущение счастья от одной только возможности чувствовать рядом присутствие любимого человека. Несмотря ни на что.
«Мы непременно встретимся…»
Сергей Герасимов и Тамара Макарова. / Фото: www.golddisk.ru
Они прожили вместе больше полувека. Последней их совместной работой стала картина «Лев Толстой», где Герасимов был не только режиссером, но и сыграл роль самого Толстого, а Тамара Макарова играла Софью Андреевну.
После смерти супруга ей предстояло пережить еще и смерть приемного сына Артура, писателя и сценариста, который был убит ножом из его собственной коллекции.
Тамара Макарова. / Фото: www.liveinternet.ru
Умирая, Тамара Федоровна написала письмо супругу, в котором благодарила его за все и выражала надежду на встречу в другой жизни…
Сергей Герасимов и Тамара Макарова совсем не были похожи на героев своей последней совместной работы. Брак Льва Толстого и Софьи Берс был постоянным конфликтом между реальным и возвышенным.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: