В период восстания под предводительством Степана Разина один из отрядов возглавляла монахиня Алена Арзамасская. Лихая сподвижница мятежных крестьян оставила стены монастыря, посвятив себя борьбе. Ей удалось объединить под собственным началом решительных мужчин, которых она призвала стоять за идеи Разина. С самим Степаном она, кстати, никогда не встречалась. После захвата мордовского города Алена несколько месяцев им управляла, пока подошедшее царское войско не разбило наголову повстанцев. Предводительница бунтовщиков не сдавалась до последнего, а за небывалую силу и редкое мужество ее даже сочли за ведьму. Ни слова не проронила женщина и во время сожжения ее на площади, чем подтвердила обвинения.
Вдовство и монастырь
В монастыре Алена долго не задержалась. /Фото: c.radikal.ru
Точная дата рождения героини крестьянского бунта затерялась во времени, известно лишь место. Алена родом из казачьего села неподалеку от Арзамаса, за что и получила прозвище Арзамасская. Сейчас это территория Нижегородской области. Совсем в юном возрасте казачку без ее согласия решено было выдать замуж. В 17 веке такая ситуация была абсолютной нормой. И мужем девицы стал вовсе не соответствующий ей молодой человек, а престарелый крестьянин.
В силу преклонного возраста, новоиспеченный муж быстро оставил Алену вдовой. Вот только скорбеть она не стала, а вздохнула полной грудью, избавившись от постылого супружества. Решив не дожидаться незавидной деревенской доли одинокой женщины, она нашла для себя другой выход. Алена стала Марией, приняв постриг в местном монастыре. В стенах обители девушку обучили чтению и письму, здесь же Алена-Мария освоила ремесло целительницы, научившись лечить травами. Она занималась тем, что собирала целебные травы, сушила их, изготавливала мази и настойки. Малоимущие крестьяне не имели возможности пользоваться услугами профессиональных лекарей, поэтому приходили за помощью в монастырь.
В скором времени жизнь в обители стала для монахини тягостной, и когда в 1669-м страну всколыхнуло крестьянское восстание имени Степана Разина, Алена не раздумывая оставила монастырь, присоединившись к бунтарям.
Повстанческие ряды и лихая предводительница
Алена проповедовала идеи Степана Разина, которого никогда не встречала. /Фото: pbs.twimg.com
Алена была хорошо известна среди жителей окрестных селений, поэтому ей легко и быстро удалось сколотить повстанческий отряд из пары сотен человек. Возможно, играл роль волевой характер девушки, может взыграла казацкая кровь, но за молодой женщиной охотно последовали суровые мужики. Лихая предводительница вознамерилась вести крестьян на левый берег Оки к Касимову с дальнейшим перемещением в центральные области страны. Но наткнувшись в дороге на многочисленные царские силы, Алена развернула своих подопечных в направлении мордовского города Темникова. Дойти с ней до берегов реки Мокши, по свидетельствам пленных повстанцев, к тому моменту намеревались около полутысячи последователей.
В той местности перемещались и другие объединения повстанцев, возглавляемые Федором Сидоровым, Исайем Фадеевым и Еремой Ивановым. Самым видным в этих рядах считался Сидоров, которого разинцы освободили из тюрьмы в 1670-м. Алена намеревалась соединиться с сидоровским отрядом под городом Темников. На пути к месту назначения отряд Алены пополнялся добровольцами из крестьян, видевших в ней освободительницу. Юрий Долгоруков, командовавший подавлением крестьянского восстания, писал, что женщина умело собирает все больше людей «на воровство». Кроме прямой вербовки по селениям, Алена рассылала письма, в которых призывала народ поддерживать «батюшку Степана Тимифеевича» (Разина).
После встречи с силами Сидорова объединенный отряд вырос до 700 вооруженных человек. Совместными усилиями повстанцы разбили укрепления воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова, продвинувшись к Шацку.
Темниковское влияние и приход царских сил
Алена удивляла владением луком. /Фото: armflot.ru
После успешного взятия штурмом Темникова, Алена стала самостоятельно управлять городом. Под ее покровительство стекались беглые крестьяне со всех близлежащих селений. В считанные недели она собрала вокруг себя до 2 тысяч воинственных мужчин. По сути, Темников превратился в вольную республику с Аленой Арзамасской во главе. Вот только просуществовать этому новообразованию дали совсем немного. Не бездействовали и царские приспешники. Слухи о том, что мятежниками руководит какая-то необычная женщина, сменившая рясу на доспехи, распространялись по всей стране.
Спустя два месяца к Темникову уже подходили отборные государевы войска под предводительством воеводы Долгорукова. 30 ноября 1670-го началась осада города. После мощной атаки царские войска одержали над повстанцами победу. В оставшийся беззащитным город отправился отряд царского воеводы Волжинского. Но войдя в Темников, опытный воин наткнулся на отчаянное сопротивление остававшихся там крестьян, которые решили до конца защищать свое последнее пристанище - городскую церковь. Алена, избегая плена, укрылась в стенах храма и из последних сил отстреливалась из лука.
Вскоре кончились стрелы, и сопротивление стало бессмысленным. Тогда она отбросила в сторону оружие, упав обессиленная распростертыми руками к алтарю. В таком виде ее и нашли прорвавшиеся в церковь царские солдаты. Перед ними предстала молодая женщина в военных доспехах поверх монашеской рясы. Позже они отмечали невероятную силу воительницы, стрелявшей из лука, который не каждый мужчина мог до конца натянуть.
Приказ Долгорукова и арзамасская Жанна д’Арк
Сруб для сожжения преступников. /Фото: regnum.ru
Не церемонясь с межполовыми благородствами, Долгоруков приказал пытать Алену Арзамасскую, как это было заведено, каленым железом и дыбой. Не выведав ожидаемой информации о передвижениях и численности мятежных соратников, женщину решили казнить. Припомнив ей навыки целительницы, сжечь на костре ее полагалось, как ведьму. К колдовству приравняли и то, что ей удалось командовать множеством мужчин. Для этого возвели специальный сруб, внутри которого преступнице полагалось закончить свой земной путь.
На помост, ведущий в сруб, Алена ступила уже безжизненным и истерзанным пытками телом. После прозвучавшего на площади приговора, Алена смиренно приняла свою участь, самостоятельно войдя в подожженный сруб. Ее отвага настолько впечатлила современников, что один средневековый германский публицист даже посвятил ей отрывок в своей книге.
А ведь в то время женщин достаточно легко могли объявить ведьмами. Даже таких известных, как Жанна д’Арк, Матильда Кшесинская и др.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: