История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Несмотря на то, что восприятие возраста, да и внешности в целом, нельзя назвать объективной оценкой, принято считать, что советские люди выглядели старше своих лет. Это заметно как по старым фотографиям, так и по фильмам, особенно если достоверно знать, сколько лет было актрисе на момент съемок. И если в наше время 40-летние женщины как внешне, так и по внутренним ощущениям еще девушки, то в СССР все было иначе. Да, в Стране Советов не было культа молодости и красоты. Скорее, это считалось пережитком капитализма.


Учитывая, что в СССР на суды общественности можно было вынести практически любой поступок, становится понятным, что прислушиваться к мнению большинства все же приходилось. Если пропаганда решила, что советская женщина должна жить и думать определенным образом, то чаще всего именно так ей и приходилось поступать. К тому же народ, долгое время живший в условиях военного и послевоенного времени не мог бы перенести его без отпечатка на своем здоровье и внешности.

Советский пин-ап Валерия Барыкина



Так художник советует не отвлекать водителя. / Фото: www.turboteka.ru

Так художник советует не отвлекать водителя. / Фото: www.turboteka.ru


Валерий Барыкин, вдруг решивший совместить девушек пин-ап с пышными формами с советской обстановкой, снискал благодаря им популярность. Девушки в таких нарядах жителям СССР могли разве что присниться. Художник совместил стереотипы по сути противоположенных культур, и коммунистка предстала в идеальном образе красоток пин-ап.

Постеры получились весьма с ироничным подтекстом. Ретростиль, характерный для 40-50-х годов прошлого века был использован для создания на плакатах красоток, которые занимаются ежедневными рутинными делами, которые составляли весь быт женщин СССР. Каждый постер дополнен идеологическим слоганом. Идеальная укладка, ровные белоснежные зубы, яркая и вызывающая одежда, изящные украшения, все это идет в столь разительный разрез с советской картинкой, что очень остро приходит понимание, что советские женщины точно так не выглядели. И дело не только в стиле одежды. Ну не было у советских тружениц такого притягательного взгляда, который бывает только у не утруждённых бытовыми мелочами красоток.

Еще одна работа художника. / Фото: www.turboteka.ru

Еще одна работа художника. / Фото: www.turboteka.ru


Вот так образы труженицы-ударницы, женщины-космонавта получили новый, неожиданный ироничный подтекст. На постерах — смешение в женском образе современного и ретростиля, характерного для советского времени 40-х и 50-х годов ушедшего столетия. Полуобнаженные и притягательные для мужского внимания красотки занимаются своими каждодневными делами, каждый сюжет емко дополнен плакатным идеологическим слоганом.

Для некоторых ироничный подтекст постеров может показаться даже оскорбительным, однако можно узреть нечто более глубокое. Он вскрывает саму суть жизни советских женщин, которые весьма соответствовали внешне всей обстановке в стране. Другие находят работы весьма милыми и даже умудряются поностальгировать о жизни в СССР. Традиционные пропагандистские плакаты с элементами такой же традиционной американской культуры, в любом случае, не оставляют никого равнодушными.

Валерий Барыкин родился в Иваново в 1966 году в семье военного. Строгое воспитание и весь смак советской пропаганды для него перемежалось с картинками об «американской мечте», которые все же проникали из-за «железного занавеса». Он получил образование театрального художника, успел поработать в различных направлениях.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как русский художник скрестил американский пин-ап и советский агитационный плакат, и что из этого вышло

Пропаганда не велит быть красивой



Помимо внешности у женщин была множество задач. / Фото: www.newizv.ru

Помимо внешности у женщин была множество задач. / Фото: www.newizv.ru


Вся советская пропаганда строилась, в том числе и на том, что красота – это признак буржуазной жизни. Зарубежные красавицы противопоставлялись тем, кто, по мнению пропагандистов, заслуживал истинного восхищения: тружениц, которые в 30-градусный мороз, часов в 5 утра пришли на ферму кормить телят.

Восхваление образа работающей женщины было способом укрепить в сознании граждан, что именно этим обстоятельством и оценивается полезность человека для общества. Только работая, будучи полезной, можно было получить если и не общественное признание, то хотя бы избавиться от порицания. Советская власть имела четкие представления о женской роли в обществе. Правда, освобождая женщин от кухонной кабалы и пытаясь получить дополнительные рабочие руки, они вдруг получили заметное снижение рождаемости и огромное количество разводов. В результате, руками пропагандистов, женщина получила сразу две почетные роли: и труженицы-коммунистки, и матери-хозяйки. С двойным уровнем ответственности.

Даже если женщине удавалось как-то устроиться в жизни и избежать тяжелой физической работы, все равно домашняя нагрузка была огромной. Патриархальные устои о том, что женщина должна в одиночку тащить весь быт на себе, была все еще очень распространена. Именно на ее плечи ложилась забота о детях, о муже, о престарелых родителях и обо всех заболевших. Именно она после работы бежит готовить ужин, на родительское собрание, предварительно отстояв в очередях. Если добавить к этому постоянные стрессы, скудное питание, то вопросов к внешности женщин не возникнет никаких.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: От конопли до морковного напитка: Какие блюда ели крестьяне на Руси и почему от мяса у славян животы болели

Косметика косметике рознь



Любимые духи советских женщин. / Фото: www.fishki.net

Любимые духи советских женщин. / Фото: www.fishki.net


Полное отсутствие эстетической медицины и даже стоматологии (вряд ли золотые коронки, с которыми ходили полстраны, можно назвать эстетичными) и даже косметики – вишенка на торте женской внешности в СССР. Что там было в арсенале советских модниц? Тональный крем «Балет», тушь-самоплюка и цветной карандаш в качестве подводки? И это только декоративная косметика. Не лучше обстояли дела и со средствами гигиены. Порошок, которым чистили зубы, вместе с налетом великолепно снимал и эмаль к годам 30. И, привет, коронки!

Что изменилось для современниц помимо факторов по возможности ухода и пропаганды? В принципе, ничего. Просто сейчас выглядеть молодо – цель, к которой стремятся. Отсутствие культа молодости отражалось на женских интересах. Ведь вряд ли можно однозначно точно утверждать, что стрессов у современных женщин стало меньше. Советским предшественницам не стоило беспокоиться о том, что государство оставит ее без образования, жилья и работы, имей она к этому стремление. Современницы же такого количества социальных льгот лишены.

Женские журналы советской эпохи учили женщин выглядеть красиво: делать маски для лица и волос, красить стрелки и укладывать волосы. Но быть ухоженной не значит выглядеть молодой. В этом не было цели. Советская женщина 30-40 лет должна была иметь свой социальный статус: быть матерью, женой, хозяйкой, уважаемым человеком на работе, в какой бы области она не трудилась. Ударнице труда ну никак не свойственна нарочитая весёлость и легкая походка. Все эти характеристики связаны с ответственностью и опытом, тем, что характеризует людей взрослых и состоявшихся. А советские женщины видели главную ценность именно в этом.

Как советская власть спасала женщин от кабалы, почему сопротивлялись народы Крайнего Севера и что из этого вышло.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








5201
28.12.2023 22:48
В закладки
Версия для печати




Смотрите также