Репин его сторонился, Шишкин считал ровней, Крамской боготворил, а он наелся снега и не спасся

За столь короткий срок, который уходит у некоторых художников лишь на постижение азов, Федор Васильев успел оставить великое наследие. Искусствоведы уверены, что проживи он дольше, его имя заняло бы почетное место в ряду первых мастеров пейзажа. В художники незаконнорожденный Васильев без образования и даже отчества пришел из почтальонов. А уже после первых работ им восхищались Крамской и Шишкин. За 5 лет насыщенного творчества Васильев сразил не только Россию, но и заграницу. А последняя глава его жизни оборвалась в Крыму, куда вынужденно отправился больной художник после роковой шалости.
Незаконнорожденный талант

Волжские лагуны. Ф.Васильев.
Фёдор Александрович Васильев родился в гатчинской семье почтового служащего, который сожительствовал с мещанкой Полынцевой. В результате Фёдор считался незаконнорожденным и не имел права на фамилию и отчество родного отца. Когда будущий художник был еще ребенком, семья перебралась в Петербург. Брак родителей наконец был узаконен, но Фёдора до конца жизни преследовало бесправие незаконнорожденного сына. Отец будущего художника злоупотреблял спиртным, страдал игроманией, мучал близких маниакальной подозрительностью и слыл домашним тираном. Дети выросли в бедности и регулярных семейных скандалах. Возможно, именно эти многолетние трудности и сформировали крайнюю целеустремленность и работоспособность Васильева. Рисованием Федор увлёкся с раннего детства, талантливо копируя картинки из журналов.
Федор Васильев пел в церковном хоре, а в гимназию попал благодаря редкостно чистому пению. Учился из милости бесплатно, терпя насмешки состоятельных учеников. Во время каникул подрабатывал почтальоном, куда и устроился официально после окончания гимназии. Сколько бы времени не отнимала работа, Васильев не забывал о творчестве и после тяжелого рабочего дня посещал вечерние курсы Рисовальной школы при Обществе поощрения художеств. Вскоре ему удалось устроиться помощником к одному из лучших реставраторов при Академии художеств Соколову. 15 лет исполнилось Федору, когда умер отец, и семья осталась на плечах на плечах незаконного наследника. Теперь работать приходилось без сна и отдыха.
Крамской, Шишкин и Репин о Васильеве

Перед дождем. Ф.Васильев.
Через год будущий гений русского пейзажа встретился с Крамским и Шишкиным. Самоучка Васильев очень много работал и слишком мало спал. Его незаурядный талант привлекал любителей искусства, а картины мгновенно раскупались. За 2 года он стал любимцем петербургской аристократии, успев создать удивительное число прекрасных полотен. Через короткое время после знакомства с талантом Васильева негласный наставник Шишкин признал молодого художника равным себе. До самой смерти Федора продлилась и теплая дружба с Крамским. Он так отзывался о младшем коллеге:
«Ах, Васильев! Это, батюшки, такой феномен, какого еще не было на земле!.. Я такой одарённой натуры еще не встречал!»
Пытался Васильев водить дружбу и с Ильей Репиным, который долго сторонился самоуверенного юнца и характеризовал его не лестно:
«...Нахален, насмешлив, самоуверен. Откуда только такие берутся?!»
Он познакомился с Федором Александровичем через Крамского. Рассказывал, что Крамской обожал Федора, не мог на него нарадоваться и беспрестанно говорил только о 19-летнем Васильеве в его отсутствие. Позже Репин сравнивал Васильева с Пушкиным, называя его живой, кипучей натурой при прекрасном сложении. Илья Ефимович видел юного самородка чарующее остроумным с тонкой до дерзости насмешливостью, завораживающим окружающих пылким интересом к жизни. Репин удивлялся, как при таком активном творчестве Васильев успевал бывать на всех выставках, вечерах, гуляньях. И, что самое удивительное, будучи человеком бедным, одевался всегда по моде. Если Репин жаловался Крамскому, что его птенец в очередной раз позволил себе в обществе смелость, граничащую с нахальством, наставник парировал:
"О, какой вы скептик, но вы решительно, вижу я, не знаете Васильева. Видели ли вы его работы?"
Сумасбродная выходка

Оттепель. Ф.Васильев.
В 1871-м Васильев представил картину «Оттепель» на конкурс «Общества поощрения художеств» и получил первый приз. Публика единогласно высоко оценила русские просторы России, заснеженные под хмурым небом. Вторым признали Алексея Саврасова с его работой «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Тот прецедент казался невероятным: нищий 20-летний художник без системного образования, дворянского происхождения и отчества получает главную премию на престижном конкурсе профессионалов! Мало того, будущий император Александр III заказывает копию «Оттепели» и помещает ее в Аничковом дворце. А через год картину отправляют на Всемирную выставку в Лондон, и талант молодого русского художника сражает англичан.
Не желая почивать на лаврах, Васильев погружается в работу с головой, традиционно не упуская возможности выйти в свет. В одну из поездок на каток как ребёнок наедается снега, сильно простудившись. Через короткое время врачи диагностировали развитие чахотки и настоятельно порекомендовали Фёдору Александровичу сменить климат и перебраться в Крым. Васильев медлил и вместо юга отправился работать в Финляндию. Вернулся оттуда совершенно больным, и вердикт врачей был страшным: туберкулёз горла. Перебраться в Крым стало единственным средством прожить еще какое-то время. Васильев оставил в Петербурге друзей, привычный образ жизни и чувствовал себя на полуострове, как выброшенная на берег рыба. В сонной Ялте стартовала последняя глава жизни художника.

Мокрый луг. Ф.Васильев.
Помимо плохого самочувствия, Васильев страшно тосковал по лесам и рекам ненаглядной средней полосы, по ее степям и болотам. Здоровье только ухудшалось, и в отдельные дни врачи запрещали Федору даже передвигаться между комнатами. А как только наступило улучшение, он ухватился за работу. В Крыму написал некрымскую картину «Мокрый луг», опираясь на картинки из памяти. Когда присланную Васильевым в Петербург работу увидел Крамской, он был потрясен. В марте 1873-го нашедший что-то свое в прибрежном пейзаже художник закончил полотно «В крымских горах». Картина взяла первую премию, и больной Федор отправил в Академию прошение о присвоении звания художника 1-й степени без экзамена. Чиновники Академии подумали и прислали ответ: в просьбе отказано, но с учетом былых заслуг присвоено звание «почётного вольного общника».
24 сентября 1873-го жизнь 23-летнего русского пейзажиста оборвалась. Он похоронен в Ялте на Старомассандровском кладбище, а первый памятник другу установил в 1879-м Иван Иванович Шишкин. На посмертной выставке все работы, включая эскизы и зарисовки, были раскуплены еще в процессе подготовки экспозиции до официального открытия. 18 работ приобрел Павел Третьяков, несколько альбомов выкупила императрица Мария Александровна.
Свои трагедии были и у других мастеров. О чем рассказывают самые грустные картины знаменитых художников, которые никого не оставляют равнодушным.


