Стулья с высокими спинками, диваны и кресла, не теряющие актуальности и сегодня, геометрические украшения и текстиль с абстрактным орнаментом… Вряд ли есть область дизайна, в которой не поработал бы австрийский архитектор Йозеф Хоффман, опередивший свое время почти на сотню лет.
Фонарь для входной группы здания.
Йозефа Хоффмана считают основателем венского сецессиона – модернового творческого объединения. В период увлечения европейских художников плавными растительными формами ар нуво, в Вене зарождался функционализм – направление гораздо более жизнеспособное и перспективное, чем «криволинейный модерн».
Лампы от Йозефа Хоффмана.
Хоффман был уроженцем Моравии. Он обучался в художественно-промышленном училище в Брно, а затем постигал тайны архитектуры в Вене. Там его талант и яркие идеи привлекли внимание выдающегося архитектора Отто Вагнера. В его мастерской вместе с Йозефом Марией Ольбрихом и Коломаном Мозером он проникнется принципами нового европейского искусства – модерна.
Текстиль от Хоффмана.
В 1899 году Хоффман начал преподавательскую деятельность в Школе искусств и ремесел в Вене, которая продлится четыре десятилетия. Как педагог, он стремился выявить самых одаренных учеников и как можно скорее найти применение их талантам. Оскар Кокошка, Эгон Шиле, Анни Шаад и Ле Корбюзье вошли в число «счастливчиков», которых он продвигал.
Светильники от Йозефа Хоффмана.
Светильники от Йозефа Хоффмана.
Еще в годы обучения Хоффман обрел единомышленников – сперва они основали «Клуб семерых», а после сформировали «костяк» венского сецессиона.
Светильники от Йозефа Хоффмана.
Лампы от Йозефа Хоффмана.
В знаменательном 1900 году Йозеф Хоффман разработал проект павильона Венского сецессиона на международной выставке в Париже, а в 1903 году он стал соучредителем «Венских мастерских», где трудились сторонники функционализма. По словам Хоффмана, ключевой идеей существования «Венских мастерских» было «установление тесных теплых взаимоотношений между покупателем, дизайнером и производителем с целью создания качественных, простых предметов для дома».
Предметы обихода от Хоффмана.
Люстра-пальма.
Хоффман начал заниматься проектированием мебели, архитектуры, текстиля, предметов декора, украшений…
Вазы Йозефа Хоффмана.
Вазы Йозефа Хоффмана.
Пока художники модерна провозглашали своей целью создание предметов утвари как самоценных произведений искусства, Хоффман искал способы нетривиально применять новые промышленные технологии. Он исследовал различные свойства материалов, чтобы придать изделиям яркую образность без потери функциональности и лишних трат.
Орнаментальные эскизы Хоффмана.
Он стал провозвестником эргономического подхода – учета физических потребностей человека в проектировании мебели. Хоффман не отказывался от поиска эстетичных, свежих, оригинальных форм мебели, но при этом изучал последние научные достижении в области ортопедии, механики, физики…
Мебель от Хоффмана.
В те времена это называлось «медицинским» подходом. Это неизбежно влияло на его творческий стиль, однако Хоффман все же отдавал предпочтение модернизму – предельно простым геометрическим формам, прямым линиям, лаконичным силуэтам. Его любимым цветом был черный.
Деликатное включение орнамента и лаконичная форма.
В 1908 году по его проекту был создан деревянный выставочный комплекс в Вене. Там регулярно экспонировались предметы искусства от академических полотен до новаторских арт-объектов.
Мебель от Хоффмана.
Мебель от Хоффмана.
Впрочем, в 1910 году в карьере Хоффмана-архитектора случился перерыв. Он ушел с головой в проектирование мебели. Главным результатом стало появление на свет дивана, собранного из черных кожаных кубиков, который считается эталонным образцом модернистского дизайна. Диван по проекту Хоффмана можно приобрести и в наши дни – он отлично впишется в интерьер любого суперсовременного и высокотехнологичного офиса.
Минималистичные кресла.
Новаторские приемы, использованные им при создании мягкой мебели, сейчас стали эталоном для промышленного дизайна. Йозеф Хоффман по праву считается первым европейским дизайнером-минималистом.
По-настоящему современная мебель от Хоффмана.
Эти предметы отлично впишутся в ультрасовременный офис.
Впрочем, в архитектуре Хоффман также отказывается от излишеств. Стены его построек почти полностью лишены орнамента и лепнины, а внимание зрителя концентрируется на самой форме здания. При этом архитектор всегда думал в первую очередь об удобстве своих заказчиков.
Интерьер от Хоффмана.
Интерьер от Хоффмана.
Пожалуй, ключевым архитектурным сооружением, созданным по проекту Хоффмана, можно назвать дом-дворец Стокле. Он строился для другого талантливого и яркого человека – инженера и коммерсанта Адольфа Стокле. Сейчас дворец Стокле причислен к памятникам Всемирного наследия. Там Хоффман применяет принцип «тотального произведения искусства» - все в здании спроектировано его командой до мелочей в рамках единой идеи. В нем архитектура, декоративно-прикладное искусство, панно, мебель, фурнитура и текстиль дополняют и поддерживают друг друга, как мазки краски внутри картины – неразрывное целое, подчиненное одной концепции.
Дворец Стокле.
В 1912 году Хоффман оказался у истоков, а в 1920 и возглавил австрийский Веркбунд (Немецкий производственный союз). Ему довелось поработать с «отцом» индустриального дизайна – Петером Беренсом (его знаменитые электрические чайники есть во всех учебниках по истории дизайна). Вместе они создали ряд построек для венского городского совета.
Интерьер от Хоффмана.
Менее всего Хоффман известен как ювелир, но и на этом поприще он создал немало интересных произведений. Его броши в свое время считались образцом ювелирного искусства во всей Европе, а стиль получил название «квадратный стиль Хоффмана» - строгие геометрические формы, строгая симметрия и небрежная россыпь поделочных камней, разбавляющих аскетизм формы.
Брошь в квадратном стиле.
Геометрическая брошь.
Здесь Хоффман немного отходит от привычной жесткости и минимализма, создавая нечто нежное, мягкое и утонченное – но в своей творческой манере. Эти броши предвосхищают появление ар деко – геометризированного и энергичного декоративного стиля.
Ювелирные работы Хоффмана гораздо более нежные, чем мебель.
Украшения от Йозефа Хоффмана высоко ценились.
Личная жизнь дизайнера всегда оставалась загадкой для окружающих. Хоффман голосовал за объединение Австрии и Германии, лояльно относился к нацистскому правительству, поскольку оно дало ему возможность широкой профессиональной реализации. Популярность Хоффмана после войны неуклонно снижалась – его уже не упоминали в числе выдающихся архитекторов. Его вклад признавали Алвар Аалто, Ле Корбюзье, Джио Понти и Карло Скарпа, но молодое поколение архитекторов забыло его имя. К моменту своей смерти в возрасте восьмидесяти пяти лет провозвестник современного дизайна был забыт.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: