История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Весной 1915-го повешен за шпионаж в пользу Германии полковник Мясоедов. Исполнители приговора так спешили, что официально утвердили решение суда задним числом - после казни. СМИ немало постарались, превратив его в главного предателя Первой мировой и виновника основных военных поражений императорской армии. Правда, позже вскрылись другие детали. Дело против русского офицера стало походить на фальсификацию, а сам он - на жертву интриги и удобного «козла отпущения».


Предыстория и политические интриги

Мясоедов открыто дружил с германским императором Вильгельмом II.

Мясоедов открыто дружил с германским императором Вильгельмом II.


Сергей Мясоедов получал образование в московском кадетском корпусе, после чего отправился служить в пехотный Оренбургский полк. В 1892-м он перевелся в корпус жандармов и возглавил железнодорожное отделение на пограничной с Пруссией станцией. Благодаря этой должности Мясоедов завязал важные знакомства в высших эшелонах, познакомившись даже с германским правителем Вильгельмом II, охотившимся в 15 верстах от границы с Российской империей. Начальнику жандармерии по долгу службы приходилось общаться с высокопоставленной публикой, пересекавшей пограничный пункт. Однажды его даже пригласили на праздничное богослужение в присутствии германского императора, где за Мясоедова провозгласили персональный тост. На тот момент все эти контакты и заграничные ордена ставились российским начальством в плюс. Но в 1907-м жандармскому ротмистру пришлось уйти в отставку после доноса одного из агентов Департамента полиции. Последний обвинил Мясоедова в шпионских связях с германской разведкой. При этом следствие не обнаружило доказательств, да и слишком нелепо выглядела на этом фоне публичная дружба немецкого императора с завербованным Мясоедовым. Но из-за конфликта с полицейскими Мясоедов оставил службу, потому как все же имел мелкие грешки, освобождая влиятельных друзей от таможенных досмотров.

Лишившись тягот служебного долга, экс-жандарм занялся бизнесом, сделавшись соучредителем АО «Северо-западное пароходство». Но познакомившись в 1909-м с военным министром и генералом Сухомлиновым решил вернуться на службу, в связи с чем в звании подполковника прикрепился к военному министерству. Спустя год лидер оппозиции Гучков развязал против Сухомлинова политическую войну, начав воздействовать через ближайшее окружение. Конкретно Мясоедова он обвинил в работе на австрийские власти. Как выяснилось позже, Гучкову нужно было заручиться связями в армейской среде и поставить во главе структуры собственную креатуру - генерала Поливанова. Мясоедов оскорбился и вызвал Гучкова на дуэль. Стреляя первым, полковник промахнулся, а его оппонент демонстративно выстрелил в воздух. После инцидента было организовано расследование, после чего с Мясоедова сняли все обвинения в связях с иноагентами. Но военный снова покинул службу «по семейным обстоятельствам», при этом сохранив честь мундира и пенсию.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как шпионили голуби, или Почему даже через 50 лет скрывают подробности суперсекретной.

Поклепы Первой мировой

Оппозиционер Гучков. /Фото: andcvet.narod.ru

Оппозиционер Гучков. /Фото: andcvet.narod.ru


На первых порах Первой мировой Мясоедова призвали в армию в звании подполковника ополчения, но благодаря давним связям он перевелся в штаб контрразведки. В официальной должности переводчика военный ходил с разведчиками в немецкий тыл, добывал ценные сведения, ободрял собственным примером молодых сослуживцев, не боясь опасностей. Но после разгрома 10-й армии в Восточной Пруссии, ответственность за который Великий князь Верховный главнокомандующий Николай Николаевич на себя брать не желал, стартовала антишпионская кампания. Руководство страны посчитало уместным объяснять поражение Русской армии происками вражеских агентов. Нужно было как можно оперативнее отыскать «виновных» и публично наказать за фронтовые неудачи. Будущий красный комдив Бонч-Бруевич, во многом сам виноватый в провале наступления, проявил в деле особую активность и инициировал 18 февраля 1915-го арест Мясоедова, обвинив того в шпионаже и мародерстве.

Бонч-Бруевич, инициировавший арест Мясоедова. /Фото: proza.ru

Бонч-Бруевич, инициировавший арест Мясоедова. /Фото: proza.ru


Единственным свидетелем в деле полковника выступил с показаниями некий подпоручик Яков Колаковский, побывавший в немецком плену. Там его, якобы, попытались завербовать, после чего германский офицер отправил его для налаживания контактов к Мясоедову. То дело пестрело нестыковками, но несмотря на слабые доказательства, военно-полевой суд Варшавской крепости без лишних проволочек приговорил полковника Мясоедова к высшей мере наказания через повешение. При этом командующий фронтом Николай Рузский даже не успел утвердить приговор. А, по некоторым сведениям, военный прокурор подавал на имя Великого князя рапорт, оправдывавший Мясоедова. Когда полковник понял, что казни не избежать и что дело вовсе не в справедливости, он разбил пенсне и перерезал себе вены на ногах. Ему наспех наложили повязки и повели, истекающего кровью, на плаху. При этом виза комфронта все еще отсутствовала. В комментарии к казни указывалось, что Мясоедов уличен в связях с агентами вражеской державы, являясь на тот момент главным виновником поражения Российской империи в Мазурском сражении зимы 1915-го. 

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как профессиональных разведчиков учили терпеть любую боль.

Жертва интриг

Мясоедова сделали виновником поражения в Мазурском сражении. /Фото: a.allegroimg.com

Мясоедова сделали виновником поражения в Мазурском сражении. /Фото: a.allegroimg.com


Очень скоро стало понятно, что «дело Мясоедова» стало лишь частью более масштабной кампании, направленной конкретно против военного министра Сухомлинова. К началу лета 1915-го его успешно сняли, а через год и вовсе уволили с военной службы, выведя даже из Государственного совета. Все начиналось еще в 1912-м, когда газетам заказали травлю, и «Вечернее время» опубликовало заказную статью о разоблачении офицера контрразведки, передавшего военные секреты агентам Австро-Венгрии. Фамилий при этом не называлось. Но уже на следующий день появились интервью лидера октябристов Александра Гучкова, назвавшего фамилию шпиона—Мясоедова. Копая под неудобного генерала-министра, оппозиционер лишь нашел «козла отпущения». А дальше маховик завертелся, и развитие конфликта стало делом времени.

Спустя тридцать лет после сомнительной казни глава немецкой военной разведки Вальтер попал на допрос в НКВД, где четко сказал, что тот приговор был спланированной ошибкой. Военный, несколько иронизируя над судебной системой, утверждал, что Мясоедов никогда не работал на Германию. О том же сказал и его подчиненный лейтенант Баурмейстер, в связях с которым следствие обвинило казненного полковника. Немец утверждал, что не контактировал с Мясоедовым даже через третьих лиц, не говоря уже о личном знакомстве.

А вот еще 10 великих людей, чьи могилы никогда не удастся посетить их почитателям.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








5708
29.04.2023 21:43
В закладки
Версия для печати




Смотрите также