В ряду пламенных «японистов» американская художница Хелен Хайд стоит особняком. Влюбившись в японскую гравюру, она сама освоила это ремесло – а еще провела годы жизни в Японии, сотрудничая с местными граверами. Все ее творчество посвящено нежным образам детства и материнства – и вместе с тем документирует повседневную жизнь Японии, увиденную глазами иностранки.
Японизм
Белый павлин.
Слово «японизм» было придумано искусствоведом Филиппом Берти. Так называлось увлечение японским искусством и дизайном, охватившее Европу и США в начале двадцатого века. За пятьдесят лет до этого Япония периода правления Мэйдзи открыла границы для торговли со странами Запада, куда бурным потоком хлынули произведения японского декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Большое влияние на художников-модернистов оказала японская гравюра в укиё-э. Лирические пейзажи и бытовые сценки, красочно одетые красавицы, экспрессивные образы актеров театра Кабуки… Японской гравюрой был безумно очарован Винсент Ван Гог, ей отдавал должное Эдуар Вюйар, Пьер Боннар сам экспериментировал с гравюрой и росписью ширм, опираясь на композицию, свойственную японскому искусству.
Ранние годы жизни
Мои соседи. Мать и дитя.
Хелен Хайд родилась в Лиме в 1868 году и провела юные годы в Калифорнии. Первым ее учителем был… сосед – американо-датский художник Фердинанд Рихардт. Окончив школу для девочек, как и полагается в американском среднем классе, она поступила в Калифорнийскую школу дизайне, затем путешествовала по Европе и училась у нескольких известных художников в Берлине и Париже. Один из ее наставников был счастливым обладателем внушительной коллекции произведений японского искусства, которая произвела на Хелен неизгладимое впечатление.
Маленькая розовая слива. Изгнание неудачи.
Другим источником вдохновения для нее стало творчество импрессионистки Мэри Кассат, также обожавшей японскую гравюру, но, что важнее – легитимировавшей в живописи «интимность», скрытый от глаз мужчин женский мир и материнство. В Париже Хелен повстречала и еще одного человека, повлиявшего на ее творческое становление – Кано Томонобу, последнего мастера знаменитой японской школы живописи Кано.
Лунный мост в Камэйдо. Новые метлы.
Вернувшись в Калифорнию, Хелен Хайд стала частой гостьей… в китайском квартале – там она делала зарисовки постоянных его обитателей, в основном женщин и детей. Она состояла в сообществе художников, называвшемся Sketch Club, и познакомилась там со своей однофамилицей – Жозефиной Хайд. Между ними быстро сложились теплые и близкие отношения. И творческое взаимопонимание – вместе они экспериментировали над созданием гравюр, однако не достигли того уровня, о котором мечтали, и решили предпринять путешествие в Японию, чтобы учиться у местных мастеров.
Японская гравюра американской художницы
Летний ливень.
Спустя некоторое время Жозефина вернулась в США, а Хелен оставалась в Японии до 1914 года. По разным источникам, она провела там 10-15 лет, ненадолго возвращаясь в США. У нее довольно неплохо шли дела с коммерческой точки зрения. Ее гравюры охотно покупали и публиковали, она регулярно участвовала в выставках. К 1914 году она продала более шестнадцати тысяч гравюр!
Магазин кастрюль.
Пусть гравюра – это не «большая живопись», не монументальное красочное полотно, но именно эти работы позволяли ей вести независимый образ жизни, занимаясь любимым делом. Она никогда не была замужем, никогда не связывала себя никакими обязательствами, которые помешали бы ей жить так, как она того хотела. Она очень много работала, не давая себе передышки, постоянно собирала новый материал для будущих гравюр, совершенствовала свою технику.
Поездка с ветерком.
Хелен принесла в европейскую гравюру не только экзотические образы. Ее наблюдательность, творческий перфекционизм и целеустремленность сочетались с утонченным мировосприятием, особым чувством колорита, умением передать непосредственность и живость персонажей. Ее композиции, при всей выверенности и точности деталей, всегда сохраняли легкость. Но главное – она искренне любила всех и каждого, кто становился героем ее работ.
Грезы наяву. Апрельский вечер.
Конечно, за время своего длительного пребывания в Японии Хайд включила в свои работы пейзажи и архитектуру Японии, а также традиционную японскую одежду. Но, что интересно, Хелен почти никогда не изображала гейш – хотя художники-японисты были буквально помешаны на этих загадочных красавицах. Она считала, что изображение женщин в образе гейш предполагает, что женщины хороши только для того, чтобы быть красивыми.
Император Японии.
Она же рисовала проказливых девочек, нежных матерей, женщин за работой – и все грани женской жизни.
Хотя Хелен изучала технику резьбы на собственном опыте, она предпочитала нанимать японских мастеров для выполнения трудоемких задач по резьбе и печати гравюр на дереве по ее эскизам и под ее полным авторским контролем. Исследователям ее творчества известно о ее сотрудничестве с профессиональным резчиком по имени Мацумото и печатником Мурату Сёдзиро, с которыми она напечатала около сорока гравюр.
Гора Оризаба.
Мексиканская кокетка. Июньский день.
Впрочем, Япония была не единственной страной, где Хелен Хайд училась и рисовала. Она путешествовала по Китаю, Индии и Мексике, где неустанно делала зарисовки для будущих гравюр. Особенно плодотворным выдался мексиканский период творчества художницы, выпавший на 1911 год. В это время Хайд восстанавливалась после удаления злокачественной опухоли.
Наследие
Уставшая маленькая мать. Вишневый снегопад.
Художница скончалась в возрасте пятидесяти одного года в Калифорнии. Ее творческое наследие – это множество набросков, зарисовок и цветных гравюр по дереву, выполненных в нескольких странах и отражающих повседневную жизнь простых людей. Большая семья Хайд пожертвовала ее гравюры, инструменты и другие архивные материалы нескольким музеям. Репродукции работ Хайд до сих пор продаются в публичных галереях, а оригинальные работы художницы можно найти в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, Музее изящных искусств в Бостоне, Музее изящных искусств де Янга в Сан-Франциско и Публичной библиотеке Нью-Йорка и Смитсоновском музее американского искусства в Вашингтоне, округ Колумбия.
Японские художницы тоже расширяли представления о том, какой может быть Япония - и на что способны женщины в искусстве.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: