Рассматривая сохранившиеся остатки дороги, которая была вымощена булыжником еще два столетия назад, невольно сравниваешь с современными дорогами и задумываешься о том, как же строился этот тракт? Частичные участки «Екатерининского тракта» сохранились на территории Южного Урала, а местные жители как использовали его по прямому назначению, так и продолжают это делать. Вполне вероятно, что тракт, который называли еще и Сибирским, поскольку он соединял Москву с Сибирью, сохранился бы в лучшем виде, если бы на его протяженности не велись дорожные работы и не вандалы, которые растаскивали «историческую брусчатку» для собственных нужд.
Традициях о двух российских бедах заложилась издавна, и если сейчас с транспортным сообщением по стране особых проблем нет, то каких-то три столетия тому назад о том, чтобы добраться из европейской части материка в азиатскую наземным транспортом, не было и речи. Вплоть до конца 17 века сообщение с Сибирью осуществлялось по рекам. Еще при Петре Первом, несмотря на его великие реформы, путь из Европы в Азию осуществлялся через огромное количество самых разных сухопутных дорог и речных путей. Отсутствие прямого транспортного сообщения заметно отражалось на отечественной экономике и прогрессе в целом.
Для торгового сообщения
Тракт захватывал наиболее крупные города. / Фото: www.carposting.ru
Кяхтинский договор, подписанный в 1725 году между Китаем и Россией, регулировал как политические, так и торговые отношения между двумя странами. Остро встал вопрос о строительстве дорожного сообщения, которое бы соединило Москву с Сибирью напрямую. Начались масштабные работы, которые были завершены только к середине 19 века. По настоящее время этот тракт является самой длинной полевой дорогой в мире. От основного дорожного полотна разрастались вспомогательные дороги, создавая более сложную сеть сообщений.
Москва – Муром – Арзамас – Казань – Пермь – Екатеринбург… Сначала дорога связала крупные города, до Урала дорога дошла, когда на престоле была Екатерина Вторая. Именно поэтому на Южном Урале тракт называли екатерининским.
Новая дорожная артерия заметно оживила жизнь в близлежащих населенных пунктах. Появилось несколько крупных сельских ярмарок, например, Ирбитская и Макарьевская. Тракт позволял быстро и легко обмениваться товарами. Близь тракта открывались фабрики, особенно в Казанской губернии, откуда в Китай везли кожу, в Сибирь – муку, оружие, ткани, толокно, а уже с Сибири получали меха, пушнину, серебро, рыбу. По этой же дороге везлись европейские товары в Китай. Дорога способствовала и более активному культурному обмену.
ПДД на царской дороге
Для каждого участника движения тракта действовали свои правила. / Фото: www.stihi.ru
Загруженность дороги была очень высокой. Обозы тянулись бесконечной вереницей, что днем, что ночью. Прирастала и дорожная инфраструктура: выстраивались почтовые станции, постоялые дворы, различные мастерские. Сейчас бы сказали, что Сибирский тракт является трассой первой категории, по нему же доставляли корреспонденцию, причем у почтовых служащих было преимущество на дороге, особенно у тех, кто доставлял правительственную корреспонденцию. На их упряжках располагались специальные опознавательные колокольчики. Заслышав колокольчики смотрители станций спешили готовить лошадей на смену, иначе не избежать тумаков или иного наказания.
Новые обстоятельства требовали и новых правил. Такой приказ учредил Александр Первый, отрегулировав порядок передвижения по трактам и их содержание. В приказе обозначалась ширина дорожного полотна, необходимость зеленых насаждений, сточных канав, часть для перегона скота. Ухаживать за дорогой должны были крестьяне, которые несли дорожную повинность. В качестве бонуса им была предоставлена возможность развивать придорожный сервис и зарабатывать на этом. Трактиры и постоялые дворы были весьма хлебным местом, потому желающих заниматься этим было достаточно.
Упряжки должны были передвигаться по тракту со скоростью 10 км/час, если местность пересеченная, а по ровной можно было развить скорость до 15 км/час. Скорость эта рассчитывалась для того чтобы определить время, за которое ямщик должен доехать до места. Ямщики, занятые перевозкой важной документации не должны были останавливаться в питейных заведениях, это тоже было прописано в государевом приказе.
Строительство и содержание полотна
Уцелевший фрагмент тракта на Южном Урале.
Масштабное строительство начиналось с верстовых столбов, намечавших будущую дорогу, которая тянулась через леса, горы, пересекала реки. Сначала в строительстве участвовали иностранные специалисты, ими был передана технология, которой придерживались в дальнейшем. В болотистой местности под дорогу укладывали деревянный настил. Конечно для работы требовалось огромное количество леса, песка и камня. Близь тракта, там, где это было возможно, открывались карьеры по добыче строительного материала.
С одной стороны, тракт, проходивший близь деревни, заметно оживлял ее жизнь, позволял заработать. Но были и нюансы. Дорогу нужно было ремонтировать, подправлять мосты и многое другое. Да, имелась дорожная служба, правда в ее обязанности входили не эти самые работы, а контроль над тем, как все это выполняют крестьяне, проживающие в ближайших населенных пунктах. Ведь именно на их плечи ложилась эта обязанность. С них взымалась денежная или трудовая плата на содержание дороги. Вплоть до расчистки дороги от снега и предоставления провианта проезжающим. Для многих эта повинность была в тягость.
Еще при Екатерине вдоль дороги стали высаживать березы, примерно в трех метрах друг от друга, для того чтобы защитить дорогу от сильных снежных заносов. Эта обязанность тоже легла на жителей близлежащих деревень.
Великий кандальный путь
Один из этапов доставки каторжан - Верхнеуральская тюрьма. / Фото:www.stroiteh-msk.ru
Еще одно название тракта намекало на его использование для переправки ссыльных до места каторги. Это кстати было еще причиной того, что крестьяне не шибко жаловали жить около тракта. Побеги каторжников были вовсе не редкостью, нередко из-за плохого конвоирования случались и разбои. Весь маршрут делился на этапы (отсюда и повелось «этапирование»), на котором была своя этапная команда, сопровождавшая ссыльных по своей зоне. Их задачей было принять каторжан у соседней команды и доставить в рамках своего этапа до следующей и вернуться обратно.
Один этап был протяженностью примерно 60 верст, по маршруту находились остроги, в которых работал кузнец. В его обязанности входило проверить кандалы, отремонтировать их. Ссыльные кандалами приковывались к железному пруту и передвигались таким образом. Группа, связанная таким образом собиралась из 100-200 человек. Однако порой численность могла достигать и 500 человек. В день таким образом удавалось пройти 20-30 километров. Не всегда до наступления темноты получалось добраться до места ночлега, поэтому в любую погоду ночевать приходилось под открытым небом.
Пеший проход от места ссылки до места назначения был не просто длительным, а опасным для жизни. Чтобы добраться от Петербурга до Иркутска можно было потратить почти два года.
На Уральском тракте (именно эта часть дорожного полотна сохранилась лучше всего) одной из центральных точек являлась Верхнеуральская тюрьма. Это была обязательная точка нахождения как для местных заключенных, так и для каторжан из центральной части. Эта тюрьма оставалась важным звеном в системе на протяжении нескольких столетий. Здесь сменялись конвоиры, арестанты могли немного отдохнуть. Местная тюрьма принимала в своих стенах и декабристов, и народников, и революционеров, и политических заключенных. Только в 19 веке по сибирскому тракту прошли больше миллиона заключенных.
Сохранившиеся участки
По участку дороги вполне можно ездить и сегодня.
Эпизодические участки Екатерининского тракта встречаются на Южном Урале. В некоторых случаях местные жители используют ее как дорогу, в других – как достопримечательность. Наиболее удачно сохранились участки на границе Республики Башкортостан и Челябинской области от села Ахуново (Учалинский район) до деревни Петропавловка (Уйский район). Примечательно, что это именно мощеная камнями дорога. Не номинальное место, по которому проходил Екатерининский тракт (как во многих других областях), а те самые камни, по которым спешили ямщики, ехали груженые обозы и тяжело передвигали ногами в кандалах каторжане.
Близь села Ахуново Учалинского района.
Возможно именно то, что дорога используется по своему прямому назначению и позволило ей сохраниться едва ли не в первозданном виде и не зарасти травой и деревьями. Конечно, передвигаться на автомобиле по булыжникам то еще удовольствие, но никакой грязи, канав и колеи.
Примечательно, что ни один из сохранившихся фрагментов тракта не удостоен стать достопримечательностью официально. О расположении кусков брусчатой дороги можно узнать разве что от местных жителей.
Этапирование заключенных в России было процессом длительным и сложным. Сложным настолько, что для большинства это было дорогой в один конец.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: