Один из самых знаменитых терактов двадцать первого века — бойня на острове Утёйя, устроенная норвежским нацистом Андерсом Брейвиком. Он убил 67 человек, включая брата кронпринцессы. Новости об Утёйе было тяжело читать. Многих одолевала мысль, что оказаться возле террориста означает оказаться в ситуации, когда никто не придёт на помощь. Но на деле люди всегда находятся те, кто готов по мере сил помочь спастись другим. Нашлись они и на Утёйе.
Как лагерь для подростков стал кошмаром
В сети есть поклонники поступка Брейвика, утверждаюшие, что он за что-то так боролся. Но стоит посмотреть на тех, с кем он боролся - по какой-то причине норвежский террорист выбрал фактически детей, ведь на Утёйе, где он устроил бойню, были в основном подростки. Именно подростков Брейвик собрал вокруг себя, заявив, что ему надо сделать срочное заявление по поводу взрыва в Осло (который тоже организовал он). Старшеклассники доверились взрослому в костюме полицейского. Когда они собрались вокруг него, Брейвик открыл огонь. Удивительно, что кто-то считает нападение на толпу детей геройством, включая самого террориста.
Шестнадцатилетняя Маргрете, убитая Андерсом Брейвиком.
Хотя Брейвик — нацист, и это подчёркивается в прессе, убивал он детей не по признаку национальности. Лагерь, где собрались старшеклассники, был “левацкого” толка, и, убивая, террорист выкрикивал проклятия “марксистам”. Он яростно ненавидел социалистов — однако напал не на взрослых политиков, а на школьников, кстати, преимущественно этнических норвежцев.
После первого расстрела он сначала убедился, что все мертвы, и стрелял в каждого, кто шевелился. Потом пошёл по острову в поисках других жертв. Тем временем те дети, кто понял, что происходит, спрятались и начали рассылать смс с просьбой выслать полицию и словами прощания на случай, если больше не увидят своих родителей. Некоторые действительно потом не увидели — Брейвик их отыскал.
Самым младшим его жертвам было четырнадцать, но большинство были старшеклассниками — семнадцати-восемнадцати лет. Взрослых Брейвик застрелил единицы, и он отлично знал, что на острове их мало. Он шёл убивать именно школьников.
Эмиля убили в пятнадцать.
Спаси себя сам
Жертв было бы больше, если бы некоторые из раненых не догадались притвориться мёртвыми (это было непросто, потому что Брейвик изо всей силы пинал лежащих людей, проверяя, вздрогнут ли они от боли) и не хорошая физическая форма, характерная для норвежских подростков. Шестнадцатилетняя вожатая Эмма потом рассказывала, как спаслась вместе с друзьями:
— Я думала, кто-то дурачится. Увидела, как мальчик пошёл поговорить с мужчиной в полицейской форме и как тот в него выстрелил. На моих глазах погибли два человека. Я просто убежала. В воздухе стоял запах пороха, было так страшно! Мы спрятались под утёсом от бандита, который стоял метрах в пяти над нами. Потом прыгнули в воду и доплыли до лодки.
В воду бросилось в разных точках несколько десятков подростков и взрослых, несмотря на очень плохую погоду — ветер и дождь. Проблема была в том, что в воде они были хорошей мишенью, и, выйдя на скалу, Брейвик принялся хладнокровно расстреливать плывущих людей.
Многие выжили, потому что бросились с крутых берегов острова в холодную воду. По счастью, держаться на воде и терпеть холод умеет каждый подросток в Норвегии.
Дети, вылезающие из воды
Немец по имени Марсель Глеффе приехал со своей семьёй на пикник на берег напротив острова Утёйя. Погода, правда, не задалась, но не уезжать же. Вдруг Марсель услышал странные хлопки со стороны озера и увидел, что к берегу плывёт множество людей. Затем с большим трудом из воды стали выкарабкиваться замёрзшие подростки. Они просили о помощи, и их кинулся вытаскивать взрослый мужчина. Уже на берегу они пытались объяснить, что на острове — террорист, и просили дать им позвонить родителям, сообщить, что они живы.
Поняв, что происходит, Глеффе немедленно сел в арендованную им в то утро лодку с мотором и отправился к острову. Он был уверен, что норвежские подростки первым делом прыгнули в воду, но немногие решились пересечь шестьсот метров до берега. У острова тем, кто выглядел увереннее, Глеффе бросил спасательные жилеты, а в лодку одного за другим стал втаскивать уже едва держащихся на воде школьников и взрослых.
В лодку влезало восемь человек, не считая его самого. Он отвозил их на берег и возвращался за новыми, несмотря на то, что понимал, что с острова его могут начать обстреливать. С ним вместе на лодках к острову стали подходить и другие отдыхающие. Всего Глеффе вытащил около тридцати человек. На родине его наградили орденом.
Марсель Глеффе немедленно отправился на помощь, услышав, что в подростковом лагере на острове бойня и многие кинулись в воду, но не могут сами доплыть до берега.
Хеге плюс Торил равно отвага
Среди отдыхающих на берегу была влюблённая пара женщин, Хеге Дален и Торил Хансен. После странных звуков с острова они заметили, как там мечутся люди, и насторожились раньше, чем Глеффе. Женщины немедленно спустили на воду лодку. Им удалось дойти до острова и обратно четыре раза. Это спасло жизни сорока человек, но чуть не стоило жизни им самим: Брейвик пытался стрелять по лодкам, и правый борт их судёнышка был изрешечен пулями.
Хеге, Торил и Марсель были не единственными, кто бросился вытаскивать из воды спасшихся с острова. Всего в тот день отдыхающие подобрали не меньше полутора сотен человек. Однако именно эти трое осмеливались подходить к острову максимально близко, чтобы забирать тех, кто плавал хуже всего и потому не мог преодолеть расстояние до берега.
Узнав от спасённых, что их вытаскивали из воды две женщины, блондинка и брюнетка, журналисты отыскали героинь. Ими оказались супруги Хеге Дален и Торил Хансен.
“Это были звуки, как во время войны в Чечне”
Как минимум два подростка из находившихся в лагере сразу поняли, что слышат именно выстрелы, а не хлопки петард. Это были чеченские мальчики Мовсар Джамаев и Рустам Даудов семнадцати и шестнадцати лет — они слышали похожие звуки в детстве в Чечне. От нахлынувшего ужаса воспоминаний Рустама парализовало, и Мовсару пришлось буквально оттаскивать его в укрытие. Оттуда Мовсар позвонил отцу с вопросом, что ему делать. Он получил рекомендацию посмотреть, кого можно спасти и нельзя ли обезвредить террориста. “Только нападать надо по-настоящему”, предупредил Джамаев-старший.
Мальчики восприняли советы очень буквально и подошли к Брейвику так близко, как только могли, спрятавшись за кустами — на расстояние трёх метров. Не придумав ничего лучше, они принялись кидаться камнями. Один камень попал Брейвику в спину. Обернувшись, Брейвик выкрикнул наугад “чёртов ниггер!” и продолжил стрелять. Подросткам пришлось убежать.
Тогда они приступили ко второму совету отца Мовсара. Обследовав скалы, они нашли незаметную сверху с берега пещеру и стали приводить туда людей. В основном они вытаскивали на камни подростков, которые прыгнули в воду и так плохо плавали, что не решались пересечь озеро, но перехватывали и бегущих по земле. Сам Мовсар плавал тоже очень плохо, и не смог заставить себя подплыть к одному из мальчишек, который тонул на его глазах на глубокой воде. Так он и утонул, его не успели подобрать с лодки.
Во время следствия Брейвик рассказал, что в него кидались какими-то предметами. Это были камни, подобранные Рустамом и Мовсаром. Они пытались оглушить террориста, попав ему в голову.
Всего Мовсар и Рустам сумели разместить в пещере около двадцати человек, самому младшему из которых было восемь лет (его нашёл и принёс на руках Мовсар). До лагеря мальчики были незнакомы. Как и другие школьники, они приехали на остров послушать программу Рабочей партии для молодёжи. Рустам — сирота, его отец умер, и он не стал звонить матери, чтобы не тревожить её. Журналистам о чеченских мальчиках сначала рассказали выжившие девочки, и только тогда репортёры отыскали Рустама и Мовсара для интервью. Но подростки сначала спросили разрешения у родителей: ведь это могло быть нескромно.
Хотя новости часто создают атмосферу безнадёжности, рассказывая о массовой гибели людей, на деле практически всегда и везде находятся те, кто пытается спасти не только себя, но и окружающих. Герои среди нас: Кем были простые люди, которые спасали детей из пожара в Кемерово.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Получается, если нищий захочет красиво жить, он должен приехать в Швецию, убить 60 детей и сможет жить рядом с фашистом Брейвиком? И снова подавать дурной преступный пример?.. на радость власти Швеции и её Фемиде, которой не жалко своих граждан!??? МД АФС!