Подпись – это не просто несколько линий, петель, штрихов и завитушек, которые нужны для украшения и дополнения официальных документов. Дело не только в том, что, скажем, для графолога подпись становится отражением психологического портрета человека. Каждый человек при создании своего собственного рукописного знака на бумаге осознанно или подсознательно может пользоваться тем, что придумали задолго до него – элементами, многие из которых ведут свою историю с незапамятных времен и не собираются уходить в прошлое даже в современном полном электронных гаджетов мире.
Подписи, монограммы, вензеля и лигатуры
Как и автограф знаменитости, подпись – своего рода творческий акт. Это и отдельные буквы и значки, и их совокупность – изображение целиком, словно небольшое графическое произведение. В прошлом, когда подписи ставили куда реже, чем сейчас, они действительно иногда напоминали произведения искусства – такие, которые могли заключать мир или начинать войну, украшать собой шедевры и становиться предметов долгих исследований ученых.
Подпись Елизаветы I
Был, например, монокондил - разновидность вязи, древнего кириллического письма, при котором буквы связываются вместе в причудливый орнамент. Монокондил – это их замысловатое переплетение, в котором иногда лишь при пристальном изучении можно увидеть отдельные слова. Таким способом, например, изображали титулатуру Петра Великого на документах.
Знак, который образуется при соединении букв – лигатура, когда-то давно она была придумана для того, чтобы сэкономить место и увеличить скорость письма. Лигатуры окончательно утвердились, когда началось книгопечатание – Иоганн Гуттенберг использовал такие знаки, набирая шрифт для своей Библии.
Греческая лигатура - сочетание букв мю и омега
Особенное положение среди подписей занимают монограммы. Чаще всего монограмма состоит из первых букв имени и фамилии, инициалов. Но вообще это может быть сочетание любых букв, которые написаны вязью, переплетены, вместе представляя собой цельное и уникальное изображение. Супружеские монограммы – соединенные в единый рисунок инициалы мужа и жены – первые буквы их имен и общей фамилии.
Бриллиантовая заколка с монограммой Екатерины II
В монограммах, помимо эстетического, был и практический смысл: таким личным знаком помечали разные вещи – от канцелярских принадлежностей до одежды.
Красивая, образующая интересный узор монограмма представляет собой вензель – его нередко можно было увидеть на фамильном дорогом фарфоре и столовых приборах. Впрочем, это и теперь входит в моду.
Вензель Николая I на фарфоровой тарелке
Что написано пером...
Подпись правителя государства – нечто серьезное, не просто монограмма, украшающая фамильное серебро. Примечательно, что средневековые короли частенько не знали грамоты и изобразить на бумаге настоящую подпись не могли. Тогда использовали так называемый завершающий штрих.
Монограмма правителя на средневековом документе государственной важности почти полностью изображалась писцом. От правителя требовалось лишь поставить какой-либо знак внутри – небольшую деталь, которая придавала документу законную силу.
Подпись Карла Великого - маленький v-образный значок внутри ромба. Остальное - работа писца
Поначалу завершающий штрих использовался как подпись королей династии Меровингов, они правили на территориях, где сейчас находятся Франция и Бельгия, с V по VIII век.
Некогда османский султан Орхан I прикладывал к документам свою ладонь, которую перед этим погружал в чернила. Потом уже на востоке появилась традиция написания тугры – персонального знака правителя, несколько напоминавшего по очертаниям ладонь. Имя правителя и его титул изображали в виде арабской вязи – каллиграфически, переплетая слова и знаки.
Тугра
Наибольшее распространение тугра получила в Османской империи. Значение ее было очень велико. За подделку этого именного знака преступник приговаривался к смертной казни. Тугры использовали и другие мусульманские государства, в том числе Монгольская империя. Любопытно, что и правители Московской Руси при переписке с восточными государствами изображали на документах тугру – как предполагают некоторые историки, в знак уважения к традициям адресатов. Эта практика сохранилась вплоть до Петра I.
Подписи художников и автографы
Если античные мастера с гордостью изображали свое имя на произведениях искусства, то в эпоху Средневековья выставлять себя создателем скульптуры или картины считалось предосудительным. Да и не было в этом большого смысла, поскольку мастер, родившийся и творивший в каком-либо городе, проводил в нем, как правило, всю свою жизнь, был известен и без указания своего имени на созданных им произведениях искусства. К тому же, заказчиком в те времена выступала церковь, а она такое «самолюбование» не приветствовала.
Подпись скульптора Жильбера - XII век, Франция
Лишь когда тысячелетие темных веков подходило к концу, когда искусство становилось все более светским, а художники благодаря усовершенствованной сети дорог начали путешествовать по городам и весям, вспомнили о подписях, которыми были украшены работы античных мастеров. Сначала в Италии – там прошлое было повсюду и подражать ему было проще всего. Отметка на произведении помогала потенциальным заказчикам найти художника, работая как реклама.
Такой была подпись художника Вермеера
Художники не сразу стали ставить на картинах свои монограммы – поначалу подпись зашифровывали, прятали. Так, на холстах Доссо Досси появлялась кость – именно так переводится с итальянского имя мастера. Впоследствии появились уже сами буквенные знаки, часто монограммы которые художник оставлял поверх законченной картины – они, эти знаки, существенно помогли последующим поколениям ценителей, идентифицировать старинные холсты.
Так выглядит подпись Джона Толкиена
Особую категорию подписей представляют автографы – те, что написаны людьми известными. Еще в XVIII веке возникло это увлечение – коллекционирование автографов. Не прекратилось оно и сегодня. Аукционные дома постоянно проводят торги на документы, содержащие подписи знаменитых людей прошлого – по понятным причинам автографы тех, кого уже нет на свете, ценятся значительно выше ныне живущих музыкантов, актеров, спортсменов и политиков. Впрочем, и они пополняют коллекции охотников за автографами – часто подпись звезды на клочке бумаги автоматически поднимает стоимость этого клочка на несколько десятков, а то и сотен долларов.
Монограмма художника Альбрехта Дюрера, XVI век
Станет ли автограф впоследствии бесполезным и не имеющим стоимости или приобретет дополнительную ценность? Во всяком случае, за письма с подписями некоторых исторических личностей ведутся весьма серьезные аукционные споры. Цена автографа Петра I составляет около десяти тысяч долларов, примерно в ту же цену обходится право владеть письмом Исаака Ньютона. За документ же, написанный рукой Леонардо да Винчи, была уплачена колоссальная сумма в тридцать миллионов долларов.
А вот как художники прошлого зашифровывали свою подпись на картине.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: