Более 60 романов, 2 млрд проданных экземпляров по всему миру – цифры, которые сами по себе говорят о феноменальном успехе Агаты Кристи. Все привыкли видеть её как королеву детектива, но за этим блестящим образом скрывалась женщина со своими слабостями и противоречиями, чья жизнь достойна отдельного детективного романа. Интриги, связанные с мужьями, сложные отношения с эксцентричной матерью, необычайный интерес к ядам – все это добавляет ярких красок в портрет Агаты Кристи, выходящий далеко за рамки привычных биографических очерков.
Мать запрещала читать книги
Агата Кристи родилась осенью 1890 года в живописном городке Торки, расположенном в графстве Девон на юго-западе Англии. Её полное имя при рождении — Агата Мэри Кларисса Миллер. Родители будущей писательницы были обеспеченными переселенцами из США, что обеспечивало семье определенный уровень комфорта и благосостояния.
Детство Агаты прошло в поместье Эшфилд, где она, окруженная природой и семейным уютом, развивала свои увлечения. Однако в 1901 году трагически ушёл из жизни её отец, что стало серьёзным ударом для семьи. После его смерти финансовое положение семьи ухудшилось, и Миллеры были вынуждены отказаться от привычного образа жизни, который включал «аристократические вольности». Это время стало для Агаты периодом строгой экономии и адаптации к новым условиям.
Агата Мэри Кларисса Миллер в детские годы.
Образование Агаты не было традиционным. В отличие от многих её сверстниц, она не ходила в школу. Вместо этого её обучали мама и гувернантка. В то время девочек в основном готовили к замужней жизни, акцентируя внимание на манерах, рукоделии, танцах и музыке. Мать Агаты Кристи, Кларисса Бемер, была далеко не идеальным образцом заботливой матери. Страдая от легкой формы нервного расстройства и увлекаясь викторианской эпохой, она воспитывала дочь в соответствии со своими представлениями о «настоящей леди». В её идеале девушка должна была играть на нескольких инструментах, брать уроки вокала и танцев.
Чтение же она считала совершенно излишним и, можно сказать, вредным занятием. Таким образом, Агата росла в атмосфере, где её тяга к книгам не только не поощрялась, а прямо-таки подавлялась. Этот запрет, вероятно, стал дополнительным стимулом для развития её воображения и любознательности, которые впоследствии нашли своё отражение в её творчестве. Уже в 4-летнем возрасте Агата самостоятельно начала учиться читать, и с каждым годом она все больше проявила интерес к литературе и писательству.
Страдала дисграфией
Всю жизнь Агата Кристи страдала дисграфией.
И если с чтением у Агаты не было проблем, то вот с письмом все было сложнее. Писательница страдала дисграфией — нарушением психики, из-за чего ей было крайне трудно писать в правильном порядке буквы в словах. Из-за этого Агата часто обращалась за помощью к родным и надиктовывала им текст своих захватывающих сюжетов. По мнению специалистов, это заболевание является не генетическим, а следствием серьезного эмоционального потрясение в детские годы. Так что, скорей всего, в дисграфии Агаты виноваты странность ее матери и внезапная кончина отца.
Стыдилась своей профессии
Пожалуй, одним из поразительных фактов из биографии писательницы является ее неприятие собственной профессии. Даже после публикации десятка бестселлеров, в официальных документах она упорно указывала в графе «род деятельности» – «домохозяйка». Этот факт говорит о невероятной скромности и, возможно, даже о некоторой неуверенности в себе, что кажется невероятным, учитывая её феноменальный успех.
Агата Кристи считала написание детективов обычным хобби.
Отсутствие отдельного кабинета или даже просто письменного стола – ещё одно подтверждение её аскетичного образа жизни и самооценки. Агата Кристи объясняла это неловкостью, называя своё творчество всего лишь хобби, чем-то несерьезным и второстепенным. Она работала в перерывах между домашними делами, используя в качестве рабочего места кухонный стол или спальню.
Это удивительно, учитывая её невероятную продуктивность и способность создавать захватывающие детективные истории. Однако, когда ей удавалось уединиться, она, по её собственным словам, полностью погружалась в работу, забывая обо всём на свете.
Увлечение ядами
Агата Кристи очень внимательно относилась к деталям в своих романах, и многие из них были основаны на её собственном опыте и наблюдениях. К примеру, её интерес к ядам не был просто прихотью. Такое странное увлечение появилось у писательницы в годы Первой мировой войны, когда она была медсестрой-добровольцем. Она тщательно изучала свойства различных токсичных веществ и стала настоящим профессионалом в этом деле, что позволило ей реалистично отображать их действие в своих произведениях. Это придавало её романам особый реализм и убедительность.
Агата Кристи с молодых лет увлекалась ядами.
«Дайте мне вместо игрушки симпатичный смертельно опасный пузырек, и я буду счастлива», — говорила Кристи о своем необычном увлечении.
В её книгах часто появляются описания различных видов оружия, лекарств и прочего, что свидетельствует о её энциклопедических знаниях и умении использовать их для создания сложных и запутанных сюжетов. В творениях Агаты Кристи персонажи были отравлены более 80 раз, причем каждое из них было совершенно непохожим на предыдущие. Любопытно, что в юные годы Агата хотела связать свою жизнь с фармацевтикой, но со временем у нее появилась боязнь допустить ошибку в приготовлении лекарственных снадобий и получить в итоге смертельный яд.
Пророчество Агаты Кристи: Джоан Хиксон и мисс Марпл
Мисс Марпл, очаровательная старушка из детективов Агаты Кристи, стала культовой фигурой, не уступающей по популярности ее коллеге, знаменитому Эркюлю Пуаро. Однако эти два персонажа совершенно различны. Пуаро – блестящий логик, элегантный и рафинированный бельгиец, а мисс Марпл – незаметная, на первый взгляд, пожилая женщина из английской глубинки, чья проницательность и глубокое знание человеческой природы позволяют ей распутывать самые сложные дела. Эта разница отражается и в экранизациях – каждая актриса, исполнявшая роль мисс Марпл, создавала свой неповторимый образ.
Среди множества интерпретаций одна выделяется особенно – это исполнение Джоан Хиксон, актрисы, которой Агата Кристи предсказала эту роль ещё задолго до начала съемок. История их знакомства напоминает захватывающий детектив. В 1946 году Джоан Хиксон блистала на Бродвее в главной роли пьесы. Случайно оказавшись на спектакле, Агата Кристи была потрясена талантом молодой актрисы.
Агата Кристи предсказала Джоан Хиксон роль мисс Марпл за много лет до экранизации.
За кулисами, после окончания представления, состоялась их судьбоносная встреча. Кристи, очарованная игрой Хиксон, не только выразила ей своё восхищение, но и предсказала ей блестящее будущее, уверенно заявляя, что только Джоан сможет достоверно воплотить на экране образ мисс Марпл. Однако реакция Хиксон оказалась неожиданной.
Молодая и привлекательная актриса, на пике своей карьеры, была весьма возмущена, считая предложение играть старушку нелепым и оскорбительным для своих амбиций. Прошло 38 лет. За это время Джоан Хиксон снялась в более сотни фильмов и сериалов, покоряя зрителей своим комедийным талантом. И вот, ирония судьбы, она всё-таки приняла предложение сыграть мисс Марпл. Результат превзошел все ожидания. Её исполнение стало эталоном, и Джоан Хиксон единодушно признана лучшей мисс Марпл ХХ века, доказав, что иногда даже самые неожиданные предсказания сбываются, а судьба полна удивительных поворотов.
Загадочное похищение
Судьба Агаты Кристи таит в себе загадку, которая будоражит умы исследователей до сих пор. Пропажа писательницы в конце 1926 года стала настоящей сенсацией. Её исчезновение совпало с неблагоприятной ситуацией в её личной жизни – с просьбой мужа, Арчибальда Кристи, о разводе. Подробности того дня известны лишь частично. Уложив свою маленькую дочь спать, Агата села в машину и уехала в неизвестном направлении. Спустя несколько дней её автомобиль был обнаружен брошенным на берегу реки, содержащий личные вещи писательницы. Начались масштабные поиски, привлекшие внимание всей страны.
Агата Кристи.
Полиция провела обширное расследование, опрашивая родственников, друзей и знакомых Агаты Кристи, исследуя её круг общения на предмет возможных конфликтов и угроз. Версии о похищении или убийстве были на слуху, но никто не мог представить себе истинный ход событий. Загадочность исчезновения Агаты Кристи усугублялась тем, что само по себе оно произошло без видимой причины, лишенное какого-либо следственного контекста.
Отсутствие каких-либо значительных материальных потерь и признаков насилия – все это делало картину еще более запутанной. Одни считали, что это срежиссированная игра, попытка бегства от неприятностей в личной жизни, другие допускали возможность потери памяти или психического расстройства. Лишь через 11 дней писательницу нашли в отеле под псевдонимом. Причем она была в полном сознании и способна дать объяснения своим действиям, но объяснение так и не последовало.
Агата Кристи никогда публично не комментировала обстоятельства своего исчезновения. Этот случай до сих пор остаётся загадкой для многих биографов и исследователей творчества писательницы. А в следующем материале собрана подборка из 10 увлекательных исторических детективов, от которых захватывает дух: от «Собирателя реликвий» до «Убийства русалки».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: