В глухих лесах Мордовии, на побережье реки со странным названием Вад находится маленькое поселение Дикий. Это место не отмечено на картах, власти предпочитают о нем молчать, а жители округи обходят стороной. В Диком имеется всего одна достопримечательность: 300-летний дуб, вкопанный корнями вверх, а срезом ствола в землю. На дереве стальная табличка с надписью: «Репрессированным родителям. Благодарные потомки». Исторически памятник считается позорным и единственным в мире, установленным в честь дезертиров.
Поселок Дикий в глухих мордовских лесах
Жителей Дикого осталось меньше десятка.
Основателем неоднозначного поселения называют лесника Ивана Зверева, который еще на заре 1930-х пришел осваивать здешние богатые дичью и рыбой места. Спускаясь по течению местной речки, лесник осел в местах, где теперь стоит Дикий. Уже само название овеяно чем-то холодным и отрешенным. Деревни Дикий нет на географических картах, потому что официально селение именуется как Круглый. Правда, за 80 лет существования это название так и не прижилось в поселке, жители которого стремились к своему особому и независимому укладу.
Известная сегодня история Дикого началась в 1931 году - в эпоху раскулачивания. В округе у всех без разбора конфисковали имущество, собирая добро в рабочие колхозы. Чтоб не лишиться последнего, несогласный с такой политикой народ уходил в леса, надев на себя все одежки и обвешавшись мелкой утварью. Эти люди сразу дали понять, что не собираются принимать навязываемые коммунистами порядки. Отказавшись от привычной цивилизации, они создавали в мордовских чащобах свое маленькое и независимое государство. Не было там ни воды, ни света, но жизнь кипела. Один из случаев времен коллективизации Мордовии остался в архивах. В 1931-м в селе Вечкусы Ичалковского района разгневанные крестьяне убили 9 местных агитаторов-пропагандистов.
Перейдя на сторону советской власти, инициативные граждане призывали зажиточных крестьян добровольно отдавать колхозам то, что наживалось годами и составляло личное хозяйство. Расправившихся с агитаторами расстреляли, рубя на корню все последующие бунты против власти. Кого-то убивали сразу, других отправляли в Сибирь или лагеря. На фоне 44 небольших восстаний в 1929-м спустя два года в Мордовии бунтовало практически каждое село. А когда мятежные крестьяне берутся за палки, разыгрываются самые жестокие сценарии. Вот такой народ и населял довоенный Дикий.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Водь, бесермяне и другие народы России, которых вроде бы нет, а они есть.
Обвинения в адрес советской власти
Дикий спрятан по берегам реки Вад в чащобах леса. /Фото: zubova-poliana.narod.ru
В годы Великой Отечественной численность населения отдаленной деревни стала увеличиваться. Теперь в Дикий стали стекаться фронтовые дезертиры и граждане, скрывающиеся от повальной мобилизации. Кто-то отказывался оставлять в военных реалиях семью, не веря, что постылые чиновники проявят заботу о женах и детях, кто-то бежал из фашистского плена, опасаясь прослыть предателем. Часть, справедливости ради, попросту не планировали погибать за родину. Но старожилы поселка уверены, что дезертирами беглецов сделала сама же советская власть. К ним в Диком всегда относились с уважением, считая, что новый политический строй перевернул всё с ног на голову собственными усилиями, а дальше ситуация стала развиваться по спирали.
Журналисты, общавшиеся с жителями поселка, узнали о нескольких «героях» сельчан. К примеру, обитатели Дикого с гордостью вспоминают о мужчине, на протяжении нескольких лет скрывавшемся от советской милиции. Чтобы служебные собаки не смогли взять его след, беглец жил в навозной куче. Ну а то, что в лесах тамошние дезертиры промышляли в основном грабежом и разбоем, старожилы предпочитают не обсуждать. По их убежденному мнению, и в этом, опять-таки, виновато советское чиновничество и насильственная коллективизация. Мол, сами начали грабить народ. А мы в свою очередь отбирали только у тех, кто прикрывал свои преступления распоряжениями и высокими чинами.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Кого, за что и как раскулачивали большевики, или Как в СССР уничтожали сельскую буржуазию.
Как появился странный памятник
Жители Дикого гордятся предками. /Фото: cdn25.img.ria.ru
Сегодня поселок Дикий по-прежнему живет, но граждан в его пределах становится все меньше. Молодые представители выбирают более удобные и приближенные к цивилизации места для проживания, и лишь возрастные «аборигены» не спешат покидать обжитые земли.
Остававшиеся еще недавно в деревне полтора десятка старожилов, большая часть которых была представлена одинокими старушками, с ностальгией вспоминали былые времена. Как когда-то их родители тайно бежали в Дикий из соседних сел, отказываясь вступать в колхозы. В Мордовии, по утверждению сельчан-дезертиров, в общей сложности репрессировали свыше семи тысяч невиновных крестьян. Вот им в предперестроечные 80-е населявшие Дикий современники по личной инициативе установили дерево-памятник.
Мемориальный дуб возрастом три века вкопали вверх корнями. Такая задумка была связана с тем, что большевики ворвались в жизнь крестьян и перевернули всё с ног на голову. Вырвали традиции и порядки с корнем, но народ все равно устоял. Один из жителей деревни Владимир Фокин участвовал в возведении памятника. Он рассказал, как 20 человек из молодежи набросили на древний дуб трос и трактором вытащили из речки. Сразу установили корневой системой к небу и прикопали. Конечно, скандальный памятник, установленный еще при Андропове, не мог остаться незамеченным.
Дикий хоть и обходили вниманием местные власти, но кто-то все же донес в райцентр. Лишние люди в деревню не захаживали, но попадались охотники на "дикий" мед. После того, как новость распространилась, пожаловало в Дикий районное партийное начальство. Стали задавать вопросы, за какие такие заслуги кулакам памятники устанавливаются и кто разрешил такую вольность? Обещали в ближайшее время экскаватор подогнать и дуб выдернуть, да так и стоит по сей день. Идеи снести монумент возникали и позже, но дальше слов дело так и не заходило. Оставшиеся единицы местных жителей уверены, что их дуб простоит еще не одну сотню лет.
Архивные черно-белые фотографии старой Москвы вызывают ностальгию и ощущение чего-то теплого, родного даже у тех, кто не родился и не вырос в столице. А Алексей Микулин - художник лепит из пластилина реалистичные исторические панорамы старой Москвы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: