Сибирское раздолье привлекало вольных людей во все века. И тут надо начинать с того, что Сибирь изначально была открыта свободолюбивыми казаками. В разные периоды истории желающие жить вдали от суетной цивилизации и традиционных общественных институтов уходили в бескрайние просторы в поисках независимости и свободы. Староверы сюда бежали от преследований, здесь же искали пристанище сторонники единения с природой. Да и чего греха таить, имелись среди них и преступники. Что же сегодня находят в суровых сибирских регионах добровольные отшельники?
Семейство Лыковых и роковые геологи-гости
Агафья Лыкова в наши дни. /Фото: hunting.ru
Самые знаменитые современные отшельники Сибири - семья Лыковых. О них опубликованы сотни статей, сняты документальные передачи и фильмы. Истории переезда староверов-Лыковых в Саянскую тайгу уже почти век. В 30-е годы прошлого столетия семьи старообрядцев сбегали от приближающейся угрозы в лице советской власти. Самым решительным и смелым стал Карп Осипович, уведший своих близких дальше всех - вверх по течению Большого Абакана к устью реки Еринат. На тот момент семья Лыковых, кроме главы, состояла из матери Акулины Карповны, сыновей Савина и Дмитрия, дочерей Натальи и Агафьи. Оказавшись в дикой Сибири, Лыковы зажили в крайней изоляции и условиях абсолютного аскетизма. Их контакты с другими людьми были единичными и короткими – по крайней необходимости.
В 1978-м группа советских геологов совершенно случайно наткнулась на их жилище. Вот тогда-то по всему Союзу и разлетелась сенсация об отшельниках. Только никто не учел, что долгие годы жившие особняком люди, дети в частности, не выработали иммунитета к привычным всем заболеваниям. Пообщавшись с учеными, все Лыковы, кроме Агафьи, заболели и очень быстро скончались. Кстати, Агафья Лыкова, единственная выжившая представительница семьи, так и осталась жить в одиночестве на том самом месте. Так вышло, что в ее крови имелись спасительные антитела. В разные времена в ее заимку подселялись чужие люди, но все это носило временный характер. Саянской тайги Агафья так и не покинула.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как появились дома на деревьях, и Почему они пользуются популярностью и в наши дни.
Антипины против цивилизации
Виктор Антипин с сыном.
Второй известной семьей, сбежавшей в леса от ненавистного государственного режима, стали Антипины. Правда, в этот раз дело касалось не религии, а общего неприятия традиционной городской жизни отцом семейства Виктором. Свое отношение к цивилизации он максимально доходчиво выразил, сменив настоящую фамилию Марцинкевич на Антипин («анти» - против). Интересно, что в лесные сожительницы нетрадиционал выбрал для себя 15-летнюю падчерицу Аню. Девушка согласилась, и с 1982 года Антипины зажили в Сибири природной семьей.
Первый ребенок новоиспеченной пары умер от простуды, едва родившись. Второй прожил всего 6 лет. Куда счастливее сложилась судьба третьего ребенка. Девочку назвали Оленьей - в честь убитого оленя, которого Виктор загнал для пропитания семьи. Опасаясь за здоровье дочери, Антипины решили смягчить бытовой режим и переселились поближе к цивилизации на Бирюсу. Там глава семьи устроился на работу, а Анна привела на свет одного за другим Витю, Мишу и Алесю. Перебивались Антипины подножными продуктами и охотой, одежду ремонтировали и перешивали из старой, в целом ведя патриархальный образ жизни. В 2002-м окрепшая морально Анна нашла в себе смелость заявить, что устала от такой жизни. Собрав всех детей, она уехала жить в близлежащее село Сереброво. Виктор что-либо менять отказался и остался в лесном одиночестве, где через пару лет умер от простуды.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Отшельник, который прожил на столбе 37 лет, или Как бедный пастух стал святым.
Красноярский грузчик
Экс-грузчик Виктор к общению не стремится. /Фото: i.insider.com
Еще один сибирский отшельник, тезка Антипина, когда-то трудился на барже в порту Красноярска. Пересмотрев к 47 годам свое унылое существование, он в один день все бросил и отправился к берегу Енисея. В 55 километрах от города он соорудил небольшую избу прямо на берегу реки, где и проживает по сей день. Своими же руками Виктор обустроил в лесу все необходимое для терпимого быта. Живет мужчина тем, что занимается ловлей рыбы, благо Енисей на это дело богат, сбором диких растений, ягод и грибов, чего сибирской тайге не занимать. На досуге он традиционно читает Библию и получает удовольствие от тишины на фоне бескрайних сибирских просторов.
Наумкины и сын-Маугли
Наумкины и сын-«Маугли».
Глубокие эзотерические воззрения семьи Наумкиных, когда-то проживавших в городе Бийске, подтолкнули старших членов к переменам. На заре 90-х семейная пара распрощалась с двумя квартирами и перебралась жить-поживать в алтайскую тайгу. Поводом послужили проблемы со здоровьем у главы семейства Александра Наумкина. Супруги уверовали, что искать целебных сил нужно в единении с природой и полном отрыве от цивилизации. Уже в отшельничестве у них появился сын, впоследствии известный, как Оджан-Маугли. Втроем они продолжали жить в скромно оборудованной для оседлого существования землянке. Питание Наумкиных было более чем скромным: дикие грибы с ягодами да овощи из собственного огорода.
Мясо они употребляли крайне редко. Сына Оджана нарекли прозвищем Маугли журналисты, за то, что тот родился и рос в лесу. При этом нужно сказать, что родители дали ему необходимые образовательные навыки. Мальчик легко управлялся с чтением, письмом, счетом и увлекался рисованием, как и его отец. В целом, все, кто сталкивался с семьей Наумкиных, характеризовали их, как открытых и добродушных людей. Детей они оставаться в лесу не принуждали, предоставляя им свободу действий на свой выбор. В 2013-м Наумкины перебрались в Приморье, где Оджан получил первые документы - Свидетельство о рождении и сразу паспорт.
Якутский дед-отшельник и уголовное прошлое
В отшельничестве каждый находит свое. /Фото: ysia.ru
На самом краю Восточной Сибири проживает никому неизвестный человек неопределенного возраста, который даже не называет своего имени. Точно известно о нем лишь то, что за плечами шебутного деда - судимость за торговлю наркотиками, неудачный побег из тюрьмы и логично последовавший за этими событиями новый 10-летний срок. Живет мужчина в избе-самострое не один, а с симпатичной молодой якуткой. Занимается пара разведением лошадей, а все болезни профилактируются настойкой одуванчиков. Несмотря на довольно уединенный образ жизни, зэк-отшельник умудрился настолько безответно влюбиться, что дважды пытался застрелиться. Правда, то ли меткостью не отличился, то ли не очень спешил испустить дух, найдя утешение в объятиях новой пассии.
Прочтите в другой нашей статье о том, какую тайну хранят древние руны: шлем благоговения в древней культуре Севера.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: