Когда по всей Европе бушевала Вторая мировая война, на экранах американских городов появился классический анимационный фильм студии Уолта Диснея «Бэмби», который быстро разошелся по всему миру и стал любимой сказкой многих поколений детей. Но мало кто знает, что историю храброго осиротевшего олененка и его верного друга-кролика создал американский художник китайского происхождения Тайрус Вонг, который каждым взмахом своей кисти вплетал китайское искусство в американскую культуру, борясь с жесткой дискриминацией китайцев, существовавшей в то время в Америке.
Детские годы и эмиграция в Америку
Тайрус Вонг в детстве и юности
Тайрус Вонг родился в 1910 году в провинции Гуандун, на юго-западе Китая. Когда мальчику было девять лет, он вместе со своим отцом сел на корабль, и они под чужими документами отплыли к берегам Америки. Мать и сестра Тайруса остались в Китае, они так никогда и не смогли воссоединиться со своей семьей.
Оказавшись в Калифорнии, Тайрус и его отец первое время жили под чужими именами, поскольку в те годы в США существовал закон о запрете иммиграции китайцев. Они несколько раз переезжали из города в город. Сначала их, как нелегальных иммигрантов, поселили на острове Энджел, потом они переехали в Сакраменто, оттуда - в Лос-Анджелес. И лишь спустя много лет им удалось оформить документы и легализоваться в США. Американское гражданство Тайрус Вонг получил только в 1946 году, когда был отменен закон о запрете иммиграции китайцев.
Тайрус Вонг с раннего детства проявлял интерес к живописи, и хотя у его отца не было средств отдать мальчика в художественную школу или нанять ему преподавателей, он поощрял желание сына рисовать и помог ему освоить каллиграфию. Иногда за неимением красок мальчику приходилось макать кисть в воду и наносить «рисунки» водой на бумагу.
Мама и сестра Тайруса Вонга, которых он больше никогда не увидел / Фото: caamedia.org
Школьные учителя Тайруса заметили его художественные способности и помогли организовать поступление юноши в школу искусств Otis на полную стипендию, где он смог получить художественное образование. В свободное от учебы время он посещал Центральную библиотеку Лос-Анджелеса, где самостоятельно изучал искусство династии Сун.
Борьба за выживание и сотни набросков Микки Мауса в студии Диснея
Первые годы Тайрус Вонг работал на студии Диснея как промежуточный художник
После окончания школы Тайрусу приходилось перебиваться случайными заработками, в том числе работать уборщиком в школе искусств, которую он окончил, хотя уже в 1933 году в местной художественной галерее Лос-Анджелеса была открыта первая персональная выставка его рисунков.
Со временем Тайрус стал регулярно выставлять свои работы, хотя ему по-прежнему приходилось бороться за выживание. Местом его постоянного обитания стал модный подземный ресторан в Чайнатауне, который привлекал многих голливудских звезд. Его стены были украшены фресками, созданными Тайрусом, а нарисованные им вручную меню были настоящими произведениями искусства. Именно там художник встретил Рут Ким, которая стала его женой.
Иллюстрация Тайруса Вонга, созданная к роману Дикая банда / Фото: sfgate.com
Спустя несколько лет Тайрус Вонг получил постоянную работу «промежуточного художника» в студии Диснея. Эта работа представляла собой утомительный процесс создания сотен «промежуточных» рисунков для мультфильмов, которые должны были вставляться между ключевыми рисунками аниматоров, создавая эффект движения персонажей в фильме. Позднее Вонг вспоминал, что в конце дня его глаза буквально «вылезали из орбит», когда он на чертежной доске просматривал бесчисленные рисунки Микки Мауса на свет, чтобы определить, насколько естественными получаются движения.
Когда Вонг узнал, что следующим полнометражным фильмом студии Диснея будет «Бэмби», он подумал, что это неплохая возможность представить свою работу. Он любил этого персонажа из сказки Феликса Зальтена и подумал, что сможет хорошо его изобразить. Вдохновленный пейзажами династии Сун, Вонг сделал образцы эскизов, нарисовав пышные горные и лесные пейзажи, которые прежде никогда не встречались в анимационных фильмах.
Олененок Бэмби, созданный Тайрусом Вонгом / Фото: nieuwsblad.be
Том Кодрик, арт-директор фильма, был впечатлен чувствительным китайским стилем молодого художника, который сильно отличался от других стилей Диснея, и начал работу над фильмом «Бэмби». Позднее этот фильм стал одним из самых красивых произведений искусства, когда-либо созданных на студии Уолта Диснея. Однако вскоре после его выхода на экраны Тайрус Вонг был уволен из студии из-за участия в забастовке аниматоров, борющихся за свои права, и долгое время мир не знал, что именно ему принадлежат все главные эскизы этого фильма.
Нарушал общественные стандарты каждым взмахом кисти
Художник Тайрус Вонг / Фото: scmp.com
Вонг рано понял, что ему приходится жить в несправедливом и жестоком мире, где сообщество азиатских иммигрантов подвергается всяческой дискриминации. Первую половину жизни ему пришлось бороться с этой дискриминацией, нарушая общественные стандарты каждым мазком своей кисти, отстаивая свой стиль и продвигая китайское искусство в Америке.
После увольнения из студии Диснея Вонг устроился иллюстратором на студию развлечений Warner Bros, начал сотрудничать с компанией Hallmark Cards, для которой создавал красочные поздравительные открытки в синкретическом «китайско-американском» стиле, напоминающие традиционную китайскую живопись жестовой кистью, лишенную линейной перспективы.
Вонг всегда подписывал свои поздравительные открытки либо своим именем на китайском языке, либо специальным знаком в виде красной печати, включающей как английские, так и китайские элементы. Эти знаки стали важным композиционным элементом художника, указывающим на его китайскую этническую принадлежность и западную идентичность.
Акварели Тайруса Вонга
Поздравительные открытки Вонга полюбились американцам, они продавались в канцелярских отделах всех крупнейших универмагов страны, и рассылаемые к праздникам, вошли в каждую американскую семью. Вместе с тем они продвигали имя художника, ставшего символом сопротивления, настойчивости и целеустремленности для всего американо-азиатского сообщества. Тайрус Вонг стал одним из величайших китайских иммигрантов, добившихся невероятного успеха в Америке и изменивших прежние стереотипные представления о китайцах, как вечных иностранцах в американском обществе.
Воздушные змеи Тайруса Вонга
Тайрус Вонг за работой / Фото: caamedia.org
За время своей многолетней творческой карьеры Тайрус Вонг проявил себя как чрезвычайно разносторонний художник, освоив акварель, пастельный рисунок, каллиграфию и даже изготовление воздушных змеев. Его разнообразные таланты нашли отражение не только в иллюстрациях к мультфильмам и красочных поздравительных открытках, но и во множестве других произведений.
Его рисунки появлялись на многочисленных обложках журналов и детских книг, а каллиграфическими узорами были украшены различные декоративные изделия и керамическая посуда Winfield, продававшаяся в дорогих универмагах.
Его акварели в стиле китайского минимализма висели на стенах во многих американских домах и учреждениях, они сделали его богемным художником и помогли сформировать культурную и художественную жизнь Лос-Анджелеса середины ХХ века. Одним из величайших его талантов стало применение минимализма в живописи. Как говорил сам Вонг: «Если вы сможете нарисовать картину пятью мазками вместо десяти, вы сможете заставить свою картину петь».
Тайрус Вонг запускает своих воздушных змеев
Выйдя на пенсию, Тайрус Вонг посвятил свою жизнь проектированию и созданию красочных воздушных змеев ручной работы. Десятки его проектов в виде разноцветных тридцатиметровых сороконожек, ласточек, бабочек и экзотических животных были запущены в небо, заполняя его разноцветными красками во время городских праздников и мероприятий. Их снимали в различных фильмах, публиковали их фотографии в журналах, и Тайрус Вонг до конца жизни каждый месяц запускал своих воздушных змеев в калифорнийском городе Санта-Моника, где жил последние годы.
Тайрус Вонг умер в 2016 году, в возрасте 106 лет. Сейчас его называют легендой Диснея, а его персонажи диснеевских мультфильмов по сей день продолжают вдохновлять современных художников и оказывать влияние на творчество ведущих аниматоров мира.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: