Кино   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    

Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Музыкальная комедия Леонида Квинихидзе была снята 44 года назад и с тех пор не теряет своей популярности. Залогом успеха «Соломенной шляпки» режиссер называл и блестящий актерский состав, импровизировавший на ходу, и неповторимую атмосферу легкости и веселья, которая царила на съемочной площадке с первого до последнего дня работы. Правда, после выхода фильма Андрею Миронову и Людмиле Гурченко стало не до смеха: из-за «легковесного водевиля» они лишились ролей в фильме Эльдара Рязанова.


Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: aif.ru

Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: aif.ru

В 1973 г. Леонид Квинихидзе закончил работу над фильмом «Крах инженера Гарина», который критики тут же окрестили «крахом режиссера Квинихидзе». Неодобрительных отзывов было очень много и, чтобы отвлечься от них, режиссер предложил своим коллегам: «А давайте-ка теперь снимем что-нибудь веселенькое!» Для экранизации был выбран водевиль «Соломенная шляпка» французских авторов Марка-Мишеля и Эжена Лабиша, написанный в 1851 г. Изначально никто не относился к этой работе всерьез и не ожидал, что фильм окажется киношедевром «на века».

Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: tele.ru

Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: tele.ru

В новый фильм режиссер пригласил тех же актеров, с которыми работал в «Крахе инженера Гарина», – Олега Борисова и Нонну Терентьеву. Однако Борисов не смог сниматься из-за болезни, а Людмила Гурченко на пробах оказалась более убедительной, чем Терентьева. При подборе актеров режиссер руководствовался в первую очередь личными симпатиями и старался собрать тех артистов, которые знали друг друга и хорошо ладили. И эта стратегия оказалась беспроигрышной: на площадке царила непринужденная дружеская атмосфера, и съемки проходили очень легко.

Михаил Боярский в роли тенора Нинарди | Фото: kino-teatr.ru

Михаил Боярский в роли тенора Нинарди | Фото: kino-teatr.ru

Этот фильм называют кинодебютом Михаила Боярского. Хотя до этого он уже снялся в нескольких картинах, его первые работы не были замечены. На съемки «Соломенной шляпки» он попал благодаря отцу, который давно знал Квинихидзе и сам исполнил в фильме эпизодическую роль караульного в сторожке. Итальянский тенор Нинарди был настолько блистательным в исполнении Михаила Боярского, что именно эта работа стала стартом его успешной кинокарьеры.

Михаил Козаков в роли виконта | Фото: kino-teatr.ru

Михаил Козаков в роли виконта | Фото: kino-teatr.ru

Актеры часто импровизировали в кадре, и режиссер этому не препятствовал, хотя текст сценария менялся на ходу. Очень много новых красок в образ своего героя внес друг детства Квинихидзе, актер Михаил Козаков, по задумке которого виконт де Розальба выглядел щеголем с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Когда он в первый раз произнес свою реплику о романсе «Вечерний ветерок» с лужком, коровками и молоденьким-молоденьким пастушком, Андрей Миронов не выдержал и рассмеялся прямо перед камерой: «Ты с ума сошел? Закроют все к черту!» Режиссер только рукой махнул: «А! Пускай закрывают!» Но цензоры реплику пропустили, и в окончательный вариант фильма эти сцены вошли без изменений.

Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: tele.ru

Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: tele.ru

Андрей Миронов в фильме *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Андрей Миронов в фильме *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Полная свобода действий и доверие режиссера мотивировали актеров к максимальной самоотдаче и импровизациям, в результате в фильме появилось много забавных эпизодов, не прописанных в сценарии. В сцене дуэли с героя Козакова слетел парик. Все рассмеялись, Алиса Фрейндлих прикрыла его лысину веером, но актер не растерялся и тут же отреагировал: «А что, не вижу ничего смешного! Парик – это очень современно!» Режиссер сказал не выключать камеру и продолжать съемку. В следующем эпизоде импровизацию подхватил Андрей Миронов. Он подошел к Алисе Фрейндлих, страстно поцеловал ее в шею и, повернувшись к герою Боярского, выдал: «Рекомендую!» У съемочной группы началась истерика, а этот эпизод стал одним из самых удачных в фильме.

Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: aif.ru

Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: aif.ru

Михаил Боярский позже признавался, что тогда главным учителем для него была Алиса Фрейндлих, которая давала ему по ходу съемок ценные советы. Он говорил, что «за ее веером можно было скрыть любого начинающего артиста» – она была так блистательна в этой роли, что рядом с ней и неопытный актер чувствовал себя увереннее.

Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский в фильме *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский в фильме *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Марина Старых в фильме *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Марина Старых в фильме *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

На роль невесты главного героя была утверждена Екатерина Васильева. Но в последний момент на худсовете заявили, что невеста должна быть более миловидной, и рекомендовали пригласить другую актрису. Марина Старых попала на съемки случайно, до этого она в кино не снималась и среди мэтров советского кино чувствовала себя очень неуверенно. Но даже эта зажатость была на руку режиссеру – ее героиня как раз должна была выглядеть именно так. А Екатерине Васильевой в итоге досталась роль неверной жены, из-за пропавшей соломенной шляпки которой и поднялся переполох. На съемки Васильева приехала в сопровождении известного драматурга Михаила Рощина, с которым у нее в то время был роман. И режиссер решил снять и его в эпизоде в роли фонарщика.

Екатерина Васильева в роли Анаис Бопертюи | Фото: kino-teatr.ru

Екатерина Васильева в роли Анаис Бопертюи | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru

После премьеры фильма и режиссера, и актеров ожидал невероятный успех. У зрителей «Соломенная шляпка» пользовалась феноменальной популярностью, все фразы тут же разошлись на цитаты. Но был один человек, которого эта слава совсем не радовала, – Эльдар Рязанов. Дело в том, что он как раз готовился приступать к съемкам «Иронии судьбы» и собирался снять в главных ролях Людмилу Гурченко и Андрея Миронова. Однако их «водевильный имидж», по мнению режиссера, помешал бы зрителям воспринять их всерьез в драматических ролях. И он занялся поиском других актеров. Но все же Гурченко и Миронов появились в «Иронии судьбы»: когда Ипполит включил телевизор, там была сцена из «Соломенной шляпки», где герои танцевали вдвоем.

Людмила Гурченко в фильме *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru и tele.ru

Людмила Гурченко в фильме *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru и tele.ru

Андрей Миронов в фильме *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: aif.ru

Андрей Миронов в фильме *Соломенная шляпка*, 1974 | Фото: aif.ru

А Людмилу Гурченко Эльдар Рязанов позже снял в другом своем шедевре: За кадром фильма «Вокзал для двоих».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








124111
30.07.2018 09:00
В закладки
Версия для печати




Смотрите также