Битый туз Люфтваффе: действительно ли Эрих Харманн был самым результативным асом Второй мировой.
Небесный рыцарь, повелитель неба, черный дьявол. Как только не называли этого белокурого молодого человека в годы войны. Эриха Хартманна называли самым талантливым и успешным летчиком Люфтваффе. Считалось, что его рекорд по количеству воздушных побед не удалось побить никому по обе линии фронта. Впрочем, этот факт вызывает сомнения. Тем не менее, военный трибунал СССР из уважения к профессионализму лётчика не вынес ему смертный приговор.
Шаг в небо
Еще в юности Эрих влюбился в небо. Наверное, это передалось генетически: его мать Элизабет обожала авиацию, и сама было инструктором авиаклуба, совершив множество полетов на планерах. Она была первой наставницей для сына и привила ему любовь к авиации.Навыки управления самолетом Эрих получил очень рано и уже в 14 лет получил лицензию на вождение планеров. Кроме того, в семье культивировались занятия спортом, и, тренируясь вместе с братом Альфредом, мальчик добился отличных результатов. В авиаклубе парень стал несомненным лидером, а многие сверстники даже пытались ему подражать. В начале 1940-го Хартманн принимает решение посвятить жизнь военной авиации и поступает на службу в воздушные силы Германии.
Курс летной подготовки он прошел экстерном, и уже в начале следующего года лихо осваивал Мессершмитты. Здесь молодому человеку опять повезло: его наставником был летчик-чемпион страны по пилотажу. Тренер сразу разглядел в добродушном парне будущего аса и весь свой бесценный опыт и мастерство передал Эриху. Он научил молодого летчика всем премудростям маневрирования и приемам пилотирования истребителей.
Немецкий ас Эрих Хартман выбирается из самолёта.
Осенью 1942 года Хартманн был командирован в особую эскадрилью, где непосредственными командирами Эриха были настоящие асы и ветераны авиации, на счету которых было множество побед. К тому же они довольно лояльно относились к молодому поколению, не позволяя в руководстве суровости и жестокости. Но воинская дисциплина в полку была идеальной, и летчики-новички боготворили своих отцов-командиров. Попади Хартманн в другое подразделение, неизвестно, как бы сложилась его военная карьера.
От «Буби» до аса
За свой веселый нрав и доброе отношение к окружающим Эрих получил прозвище “Буби”, что означает “малыш”, но это не мешало ему в бою быть непревзойденным противником. Он обладал талантом схватывать все на лету: как правильно выполнять уклоняющийся маневр, ведение огня с дальней дистанции, умение оценить ситуацию на расстоянии в считанные секунды. Хартманн не бросался на врага сломя голову, а всегда пытался застать его врасплох или выбрать уязвимый момент на крутом вираже. Он просто любил свое дело и никогда не переоценивал своих способностей. Сослуживцы отзывались о нем с уважением, и те, кто видел Эриха в бою, говорили, что в пилотаже соперников у него нет.емецкий ас гауптман Эрих Хартманн (слева) и венгерский летчик Ласло Поттионди.
Свой первый боевой вылет летчик запомнил навсегда. Тогда он упустил из виду ведущего, и чувство оцепенения буквально парализовало Хартманна. Советский штурмовик пошел в атаку, и Эрих, преодолев панику, оторвался от врага. Но в этот момент приборы показали, что горючее почти на нуле. Молодому летчику удалось посадить самолет далеко от базового аэродрома. Он спас себя и машину, а главное, сумел обуздать чувство страха.
Вскоре Эрих научился снайперски сбивать штурмовики Ил-2, что можно было сделать лишь на низких высотах и целясь в масляный радиатор. Первый такой опыт чуть было не закончился для Хартманна трагически. Обломки сбитого им самолета накрыли его Мессер, и он чудом смог посадить его “на брюхо”. Время показало, что в таких случаях надо сразу уходить с линии боя. Всем нюансам военных маневров летчик научился в боях. И, как оказалось, практика была далека от теории.
Ас Вальтер КРУПИНСКИ (197 побед) с бывшим учеником Эрихом ХАРТМАННОМ.
Одним из самых известных асов - наставников Хартманна был прославленный Вальтер Крупинский, умница, красавец и дамский угодник. Но в небе он забывал о своих земных предпочтениях, и равных в бою ему не было. Вальтер научил Эриха тонкостям ведения ближнего боя, и именно он дал своему ученику прозвище Буби, которое тот носил до конца войны.
Лавры побед и приписки
И красное сердце как символ любви.
Число побед удачливого летчика росло в геометрической прогрессии. В июле 1943-го в его послужном списке их значилось уже более ста. О нем начали складывать легенды. Одни говорили, что на борту его машины боевой было изображено красное сердце, символ любви к девушке по имени Урсула, и оно приносило летчику удачу. Другие рассказывали, что Хартманн летал на борту, фюзеляж которого был украшен изображением черного тюльпана. Поэтому во время боев на Украине его окрестили “черным дьяволом”. К июлю 1944 года жертвами аса с позывным “Карайа - 1” стали более двухсот пятидесяти русских самолетов.
Чёрный дьявол Люфтваффе.
Вскоре Эрих потерпел крушение над нашей территорией и попал в плен. Ему удалось бежать, после чего фюрер лично вручил Хартманну Рыцарский крест. Всего за свою военную карьеру прославленный немецкий летчик одержал 352 воздушные победы.
Справедливости ради, приписки существовали во всех армиях мира. Еще в 1939 году на Халхин-Голе развернулось крупнейшее воздушное сражение между советскими и японскими летчиками. Тогда самураи сильно потрепали наш воздушный флот. При этом командование Красной Армии объявило об уничтожении 588 машин в воздухе и 58 - на земле. В реальности было сбито всего 88 и 74 - на аэродромах. Японцы же отрапортовали о 1162 победах в воздухе и 98 - на земле. Разгром! На самом деле наших подбито всего 207 и 42 - небоевые потери. Таким образом, мы преувеличили количество побед в 4 раза, а японцы - в 6.
Часто приписки делались не по злому умыслу. Попробуй в горячке боя уследить, куда делась машина врага, которую ты зацепил! Советское командование понимало специфику отчетности и довольно скептически к ней относилось. Периодически сверху доносился грозный окрик: мол, вы, ребята, совсем заврались - и цифры в приказном порядке снижались.
Воздушный бой времён Второй мировой
У немцев и система подсчета была запутанной. Параллельно за победы начислялись баллы - за одноместный истребитель давался один бал, за четырехмоторный - четыре. Но их тоже корректировали в зависимости от вклада каждого самолета в уничтожение врага. А победителем считал себя каждый. И поди в этом разберись!
Но будем объективны. Даже учитывая все мистификации, на счету лучших немецких летчиков действительно больше побед. Значит ли это, что мастерство самого результативного нашего летчика-истребителя - Ивана Кожедуба (64 победы) в 5,5 раза ниже, чем у Хартманна? Ничего подобного.
Обратимся к фактам. За время войны «белокурый рыцарь рейха» сделал 1425 боевых вылетов. Тогда как Иван Никитич - всего 330. Выходит, в процентном отношении показатель у них примерно одинаков – 4 - 5 вылетов на одну победу. Кожедуб, к примеру, очень переживал, что ему не дали поучаствовать в боях на Курской дуге. Там бы он, без сомнения, улучшил свой показатель. Но эскадрилья Кожедуба воевала на другом фронте, хоть и находилась неподалеку.
Горечь поражения
Весной 1945-го Хартманн в составе своей летной группы попал в руки американцев и был передан в руки советского правосудия. Десять долгих лет Эрих провел в тюрьме в СССР, а затем был отправлен в Германию.
Эрих и его Урсула
Он женился на любимой Урсуле, которая вновь вернула его к жизни. И даже вернулся в армию. Но постоянно спорил с командирами, неряшливо разбрасывал самолетики на аэродроме; дразнил начальство, называя генералов «напыщеными петухами», хотя сам приказал размалевать самолетики эскадры своими любимыми «черными тюльпанами» и устроил бар на базе эскадры. Командованию это не понравилось и в Эриха сняли с командования эскадрой и отправили на штабную работу.
Хартманн сначала очень переживал, но потом как-то успокоился. Послужил при штабе, выслужил хорошую пенсию и ушел в отставку. А там подтянулись американские журналисты. Хартманн дал несколько интервью и прекрасно заработал.
На семейном фронте также было все хорошо. Хороший дом, хорошая жена. Что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость? И жили они долго и счастливо...
Умер лётчик-асс 20 сентября 1993.
А вот какова подлинная история "настоящего человека. Специально для наших читателей подвиг летчика Алексея Маресьева.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Немцы считали не сбитых, а "победы". На фотопулемёте видно очередь в сторону врага? Задымился? Уже победа. Про число моторов в статье сказано. В групповом бою, когда непонятно, кто сбил, в СССР считали отдельно, как сбитых в группе. В Англии делили на всех, поэтому там бывают дробные числа сбитых. В Люфтваффе - всем по победе. В СССР приписки были разве что в прессе - лётчикам наоборот, не засчитывали, если нет подтверждений ФКП, с земли и т.д. Это связано и с финансовыми выплатами в том числе. В Германии верили на слово. Рыцарь же! Врать не может :)
Лучшим среди американских лётчиков считается Richard I. Bong – 40 сбитых, лучшим английским - James E. Johnson – 38 сбитых, а лучшим немецким - Erich Hartmann с его 352 «победами». Невольный вопрос: ужель немцы такие кудесники? Увы, нет. Особенно забавно сравнить суммарное число "побед" со всем количеством имеющихся и выпущенных в СССР самолётов... :)
Мне рассказывал наш солдат(разговор был в Таганроге),что был в 1945г.в Германии.
"Я брал кусок хлеба от солдатского пайка и шел в увольнение.В сквере примечал молодую немку на скамейке,присаживался на другой конец скамейки и выкладывал кусочек хлеба.
Знаками мы договаривались о натуральном обмене.Саша,что мне будет за это на том свете?"На глазах его появились слёзы.А прошло 20 лет.