История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    


Вплоть до начала 20 века представления о женской красоте базировались на способности к деторождению. Эстетическое восприятие женского тела было тесно связано с его функциями, что нашло отражение в оценке разных частей организма, включая живот. Его объемы менялись вместе с модными тенденциями разных времен. На заре 20 века оценка женской привлекательности обрела самостоятельное значение.

От пышности допетровской Руси к грации эпохи Петра I


 Портрет Екатерины I кисти Генриха Бухгольца./Фото: https://data25.gallery.ru

Портрет Екатерины I кисти Генриха Бухгольца./Фото: https://data25.gallery.ru


В допетровскую эпоху полнота воспринималась как признак женской красоты. Основное внимание уделялось не столько внешней привлекательности, сколько способности к деторождению. Идеальная женщина того времени обладала пышными формами: широкие бедра, заметно выступающий живот и пышная грудь считались признаками здоровья и плодовитости. Даже знатные дамы не чурались физической работы. Они владели навыками, необходимыми для повседневной жизни: умели запрягать лошадей в карету, носить воду из колодца. Для выполнения этих задач молодые дворянки должны были обладать достаточным весом, что требовало обильного питания.

Английский врач Сэмюэл Коллинз, служивший при дворе второго царя из династии Романовых — Алексея Михайловича Тишайшего, в своем сочинении "Нынешнее состояние России" описал обычаи и нравы россиян того времени. В частности, он отметил, что полнота считалась признаком женской красоты, маленькие ноги и стройный стан воспринимались как безобразие, а худоба ьыла признаком нездоровья. Женщины, не склонные от природы к полноте, прибегали к различным способам, чтобы растолстеть, например, это могло быть распитие водки и длительное пребывание в постели.

В допетровские времена большой живот у невесты был показателем не только ее способности к деторождению, но и состоятельности ее семьи. Такой признак свидетельствовал, что девушку хорошо кормили, и это позволит ей справляться с тяжелой физической работой.

Вступление на престол Петра I ознаменовало собой множество изменений в жизни российского общества. Став полноправным правителем, он обратил свой взор на Запад, где черпал вдохновение для реформ в армии, флоте и государственном управлении. Также царь привез модные веяния для аристократии и состоятельных дам, которые должны были демонстрировать фарфоровую бледность, легкость и воздушность нарядов. Несмотря на это, жизнь крестьянства практически не изменилась. Однако период рококо привел к тому, что пышные формы женщин остались в тренде, но дополнились западно-европейской «хрупкостью». На портрете Екатерины I, созданном Генрихом Бухгольцем, отчетливо видно сочетание западно-европейских и традиционно русских представлений о женской красоте. Царица изображена в пышном платье с парчовой накидкой, под которым угадываются полные бедра и живот. В то же время корсет зримо сжимает грудную клетку и подчеркивает узкую талию, создавая образ высокородной леди. Это типичный пример того, как изображали благородных дам в XVIII веке.

Эпоха романтизма — худые и мечтательные


Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной и Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной, Орест Кипренский.

Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной и Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной, Орест Кипренский.

В первой половине XIX века произошли существенные изменения в представлениях о женской красоте. Эпоха романтизма и активное развитие образования у женщин привели к формированию нового идеала женской фигуры. Теперь в моде были бледная кожа, худоба, меланхолический вид и склонность к экзальтации. Чтобы достичь этого образа, женщины прибегали к голоданию, избегали солнца и отказывались от деторождения.

В пору романтизма в состоятельных семьях появились кормилицы. Благородным дамам уже не пристало много есть и иметь объемный живот. Для вскармливания детей нанимались крестьянки, у которых после родов сохранялись пышные формы и хороший аппетит. В картинах Ореста Кипренского "Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной" и "Портрет Екатерины Петровны Ростопчиной" отражается идеал женской красоты XIX века — хрупкость, грусть и романтическое очарование.

Начало XX века - отказ от полноты


Портрет  кисти Франсуа Фламенга Пелегрина

Портрет кисти Франсуа Фламенга Пелегрина


Рубеж XIX и XX веков снова принес перемены. Теперь горожанки ассоциировались со стройностью и образованностью, тогда как крестьянки — с пышными формами и неграмотностью. Полнота была не в моде, и толстые девушки воспринимались как отсталые. Однако в идеале аристократки теперь должны были иметь здоровый румянец и крепкие мышцы. Во многих пансионах девушкам преподавали физические упражнения, как это было принято в Европе. Большая грудь была приемлема, но выпирающий живот считался вульгарным.

В начале XX века среди аристократов считался идеалом женской красоты образ княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Хоть она и имела двоих детей, на портрете кисти француза Франсуа Фламенга "Пелегрина" (1894) она предстает в прекрасной физической форме. Великий князь Александр Михайлович Романов отмечал, что княгиня танцевала лучше любой балерины. Она смогла сохранить стройную фигуру до конца своей жизни, а покинула мир Юсупова в 1939 году.

Советская эпоха — здоровье и спортивный образ


Весенняя песня, картина Александра Дейнеки./Фото: https://papik.pro/

Весенняя песня, картина Александра Дейнеки./Фото: https://papik.pro/

После Октябрьской революции мода опять поменялась. Если раньше следовало быть полной и рыхлой, как крестьянка, потом хрупкой и нежной, словно виденье, то теперь в моде были спортивные, крепкие и широкоплечие комсомолки. Они были румяными и подтянутыми, благодаря активному образу жизни и занятиям физкультурой. Этот образ советской женщины был своеобразным симбиозом: сочетал плотную крестьянскую фигуру с большой грудью и спортивное телосложение бывшей воспитанницы благородного пансиона.

Пролетарская революция не вернулась к крестьянской полноте, а создала совершенно новый образ советской женщины. В эпоху соцреализма они обладали мускулистыми телами, свидетельствующими о способности к тяжелому труду и строительству нового общества. Одновременно они демонстрировали небольшие животики, что считалось признаком способности к деторождению.

Художник Александр Дейнека ярко отразил этот образ в своих полотнах, в частности, в картине «Весенняя песня» (1945). На полотне изображены три девушки в облегающих платьях, подчеркивающих их мускулистые фигуры с маленькими животиками. Образ этих девушек — символ «правильного» здоровья, необходимого для труда на благо страны.

Перед художниками СССР ставилась задача - показать всему миру образ «новой женщины»: Советские красавицы — какими видели женщин художники соцреализма.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3541
30.08.2024 23:33
В закладки
Версия для печати




Смотрите также