Почему глава тайной канцелярии генерал Ушаков любил только свою дочь, а она не пришла на его похороны
Андрей Ушаков, начавший военную карьеру рядовым петровской гвардии и дослужившийся до генерала, возглавлявшего тайную канцелярию с дарованным ему графским титулом, имел довольно мрачную репутацию. Он слыл человеком суровым, даже жестоким, неспособным на эмпатию и добрые чувства по отношению к людям. И мало кто знал, что одна привязанность у него все-таки была – его единственная дочь Екатерина. Только ее он любил из всех людей, живущих на земле, только ей он писал нежные письма, называя ее не иначе, как «сердце мое».
Детство и юность любимой дочери генерала Ушакова
Когда Ушаков играл со своей маленькой дочерью, его лицо менялось до неузнаваемости
Андрей Ушаков, начавший свою карьеру с допросов участников крестьянских восстаний и уже через три года возглавивший канцелярию тайных розыскных дел и осуществляющий самые важные расследования, касающиеся непорядков в судопроизводстве, пользовался покровительством императора Петра I. Благодаря его ходатайству Ушаков женился на богатой вдове Елене Апраксиной, урождённой Кокошкиной.
После свадьбы супруги поселились в центре Санкт-Петербурга, в пышном особняке на улице Миллионной. Ушаков, большую часть времени занятый на службе, был равнодушен к супруге, считая создание семьи вынужденной необходимостью, но когда осенью 1715 года она родила ему дочь, он вдруг воспылал такой нежностью к новорожденной, какая была совершенно несвойственна его суровой натуре.
Девочку назвали Екатерина. Она росла милым и смышленым ребенком, рано начала ходить и говорить. Ушаков любил проводить с дочерью время, говорили, что только при общении с ней он менялся до неузнаваемости - его суровое лицо приобретало добродушный вид, а грубый голос становился мягким и певучим.
Графиня Екатерина Чернышева с мужем и детьми
Когда дочь подросла, Ушаков постарался дать ей достойное домашнее образование и обеспечить всеми возможными привилегиями при дворе, где Екатерина начала появляться с юных лет. Во времена правления Анны Иоанновны Ушаков не потерял своего влияния при дворе, а скорее усилил его, благодаря чему Екатерина вскоре была пожалована во фрейлины императрицы.
Брак с Петром Чернышевым и жизнь в Европе
Петр Чернышев
Екатерину нельзя было назвать красавицей, но она была привлекательна, умна и легко притягивала внимание молодых людей. Однако мало кто отваживался ближе познакомиться с дочерью «того самого Ушакова», и только когда Екатерине исполнилось 23 года, такой смельчак нашелся.
К ней посватался камер-юнкер Петр Чернышев, принадлежавший к старинному графскому роду и посвятивший себя дипломатической службе. Женитьба на дочери Ушакова представлялась ему неплохой возможностью приблизиться ко двору и построить свою профессиональную карьеру.
Вскоре сыграли свадьбу, под венец Екатерину провожали знатные дворцовые дамы - герцогиня Анна Леопольдовна и цесаревна Елизавета Петровна, в скором будущем оказавшаяся у руля государства. Благодаря влиятельному тестю Петр Чернышев был пожалован в действительные камергеры, а после восхождения на трон императрицы Елизаветы Петровны утвержден в новой должности чрезвычайного посла и отправлен на дипломатическую службу в Берлин, через пять лет – в Лондон, а позднее – в Париж.
Если этот брак и заключался по расчету, то для четы Чернышевых он оказался счастливым и долгим. Екатерина и Петр прожили вместе 35 лет, из них более 20 лет за границей, у них родилось 11 детей, но, к сожалению, большинство из них умерли в младенчестве из-за болезней, и только две дочери выросли, вышли замуж, получили прекрасное образование в Европе и продолжили их род.
Екатерина Чернышева, Ушакова в девичестве
Первые годы Андрей Ушаков почти ежедневно писал дочери трогательные, нежные письма, справлялся о ее здоровье. Он очень скучал по Екатерине, но был рад тому, что ее жизнь складывалась удачно. В последующие годы он тяжело болел и вынужден был уйти со службы, а весной 1746 года его не стало.
Возвращение в Россию
Екатерина Чернышева, Ушакова в девичестве
Руководителя тайной канцелярии, который смог построить великолепную карьеру и удержаться на своем посту при правлении пяти монархов, хоронили с царскими почестями, в обитом бархатом и серебряным атласом гробу. На похоронах графа Ушакова присутствовало все высшее общество Санкт-Петербурга, но ни его дочери, ни зятя на похоронах не было. Супруги Чернышевы в то время находились в Лондоне, откуда путь в Россию занимал несколько недель, поэтому попасть на похороны отца и тестя для них не было никакой возможности.
Их возвращение в Россию состоялось только через 16 лет, когда Петр был отозван с должности посла во Франции и назначен сенатором. Вернувшись в Петербург, они с супругой поселились в доме графа Ушакова, доставшемся Екатерине по наследству. В этом доме на Дворцовой набережной они проведут последние годы своей жизни.
Через несколько лет после возвращения на родину Петр Чернышев вынужден был оставить службу по состоянию здоровья. Он тяжело заболел, а Екатерина, как образцовая супруга, ухаживала за ним. При этом он по-прежнему пользоваться расположением императрицы, которая иногда навещала его. Летом 1773 года Чернышев умер от водянки, но даже после его смерти в их особняк часто заглядывали дипломаты, которые с уважением относились к Екатерине, за долгие годы ставшей «своей» в их кругу.

Дочери Екатерины и Петра - графиня Дарья Салтыкова и княгиня Наталья Голицына
Екатерина пережила супруга на шесть лет и была похоронена с ним рядом на Лазаревом кладбище Александро-Невской лавры. Дом на Дворцовой набережной перешел во владение их дочерей – двух знаменитых женщин своего времени: графини Дарьи Салтыковой и княгини Натальи Голицыной, впоследствии ставшей прототипом пушкинской «Пиковой дамы».


