Шпионские фильмы на протяжении многих лет ассоциировались у зрителя с популярной «Бондианой» или подобными картинами. Но зрители в СССР с неослабевающим интересом следили за развитием сюжета в фильмах, которые рассказывали о деятельности советских разведчиков. При этом большинство героев были не вымышленными, а сценарий строился на реальных событиях с участием разведчиков.
«Подвиг разведчика», 1947 год, режиссёр Борис Барнет
Кадр из фильма «Подвиг разведчика». / Фото: www.kinopoisk.ru
Прототипом главного героя фильма Алексея Федотова стал советский разведчик Николай Кузнецов, который лично уничтожил больше десяти высокопоставленных чиновников оккупационной администрации нацистской Германии. В фильме Бориса Барнета роль бесстрашного разведчика сыграл Павел Кадочников.
«Вдали от Родины», 1960 год, режиссёр Алексей Швачко
Кадр из фильма «Вдали от Родины». / Фото: www.kino-teatr.ru
Картина была снята по мотивам романа Юрия Дольд-Михайлика «И один в поле воин», а у главного героя фильма лейтенанта Гончаренко было сразу два прототипа. Первым стал Пётр Иванович Прядко, служивший начальником склада ГСМ и выполнявший впоследствии задание в тылу врага, а вторым – Александр Иванович Козлов. Его семью немцы взяли в заложники, и он был вынужден стать агентом «Абверкоманды-103». Попав на советскую территорию, тут же явился в контрразведку и впоследствии был двойным агентом, возглавлял учебную часть разведцентра.
Трилогия «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Бой после Победы», 1967,1972 годы, режиссёр Виллен Азаров
Кадр из фильма «Бой после Победы». / Фото: www.kinopoisk.ru
Фильм был снят на основе документальной повести Василия Ардаматского, работавшего с закрытыми архивными материалами по разрешению самого начальника ГРУ Петра Ивашутина. Трилогия повествует о деятельности Александра Ивановича Козлова, того самого, кто возглавлял учебную часть разведцентра.
«Это было в разведке», 1969 год, режиссёр Лев Мирский
Кадр из фильма «Это было в разведке». / Фото: www.kino-teatr.ru
Прототипом главного героя 12-летнего Васи Колосова стал Александр Колесников, сын 50-го полка 11-го танкового корпуса, где бойцы уважительно называли юного сослуживцы Сан Санычем и не уставали удивляться его отваге. Он неоднократно ходил в тыл врага и выполнял сложные задания. Благодаря Сан Санычу советские лётчики смогли обнаружить и разбомбить секретную железнодорожную ветку, по которой немцы непрерывно перебрасывали технику к фронту.
«Сильные духом», 1967 год, режиссёр Виктор Георгиев
Кадр из фильма «Сильные духом». / Фото: www.kino-teatr.ru
В основу фильма легли реальные события из жизни советского разведчика Николая Ивановича Кузнецова. Это он в тылу врага проник в ставку Гитлера на западе Украины и занимался физической ликвидацией врагов, в том числе генерал-майора Макса Ильгена, шефа правительства дистрикта Галиция Отто Бауэра, доктора Генриха Шнайдера, начальника канцелярии.
«Щит и меч», 1968 год, режиссёр Владимир Басов
Кадр из фильма «Щит и меч». / Фото: www.kinopoisk.ru
Прототипом главного героя Александра Белова, действовавшего под именем Иоганна Вайса, стал Александр Святогоров, который развивал агентурную сеть на оккупированной немцами территории. По некоторым данным, был у Александра Белова ещё один прототип – Рудольф Абель (настоящее имя Вильям Фишер), действовавший в США уже в послевоенное время.
«Майор «Вихрь», 1967 год, режиссёр Евгений Ташков
Кадр из фильма «Майор «Вихрь». / Фото: www.kinopoisk.ru
Прототипами главного персонажа фильма, снятого по одноименной повести Юлиана Семёнова, стали сразу три советских разведчика. Евгений Березняк и Александр Ботян, благодаря которым польский город Краков был сохранён от разрушения немецкими войсками, и Овидий Горчаков, друг Юлиана Семёнова, разведчик и писатель, с него были списаны внешность и характер легендарного «Вихря».
«Вариант «Омега», 1975 год, режиссёр Антонис Воязос
Кадр из фильма «Вариант «Омега». / Фото: www.kino-teatr.ru
Фильм Антониса Воязоса стал экранизацией романа Николая Леонова и Юрия Кострова «Операция «Викинг» и документальных материалов о работе советской разведки в Таллине в годы Второй мировой войны. Прототипом главного героя Сергея Николаевича Скорина (Пауля Кригера) стал капитан ГРУ и лидер группы разведывательных сетей, действовавших в Европе, Анатолий Маркович Гуревич.
«Мёртвый сезон», 1968 год, режиссёр Савва Кулиш
Кадр из фильма «Мёртвый сезон». / Фото: www.kinopoisk.ru
Прототипом разведчика Ладейникова стал Конон Трофимович Молодый, проживавший в Великобритании под именем Гордона Лонсдейла. Он же и стал консультантом фильма под псевдонимом Константин Панфилов. Гордон Лонсдейл был весьма заметной фигурой в Великобритании, сама королева пожаловала ему грамоту за успехи в развитии предпринимательства на благо страны. Но основной задачей советского агента был сбор и передача в Центр информации о британских разработках в области эксплуатации ядерных реакторов на подводных лодках и создания бактериологического оружия.
Трилогия «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага», 1975, 1977, 1981 годы, режиссёр Игорь Гостев
Кадр из фильма «Фронт в тылу врага». / Фото: www.kinopoisk.ru
Прототипом главного героя трилогии Ивана Млынского стал генерал Семен Кузьмич Цвигун, по мотивам его документального романа «Мы вернёмся» и был снят фильм Игоря Гостева. Степан Цвигун был автором сценария и оказывал всестороннюю помощь во время съёмок картины.
«Семнадцать мгновений весны», 1973 год, режиссёр Татьяна Лиознова
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны». / Фото: www.kinopoisk.ru
Несомненно, этот телефильм является самой известной и популярной картиной о советских разведчиках, а вот образ главного героя стал собирательным. Юлиан Семёнов, по одноименному роману которого был снят фильм, в одном из своих интервью говорил: создавая своего Штирлица, он оттолкнулся от одного из первых советских разведчиков, работавших во Владивостоке, оккупированном японцами. Но при этом легендарный Исаев вобрал в себя черты Зорге, Кузнецова, Абеля и других.
Образ советского разведчика ассоциировался в народе исключительно с героическими Штирлицем или майором Вихрем. И, надо сказать, опыт у внедренной или завербованной отечественными спецслужбами агентуры действительно был богатым. Фееричные же провалы и нелепые проколы настоящих разведчиков огласке не предавались. Такие эпизоды замалчивались не менее тщательно, чем факты измены Родине или истории перехода на службу врагу.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: