Золото, серебро, бижутерные сплавы, драгоценные и поделочные камни – когда говорят о материалах для украшений, на ум приходит именно это. Сегодня мы привыкли к использованию пластика, синтетической смолы, эмалей, но не удивляемся появлению в современных кольцах и подвесках таких архаичных элементов, как перья и ракушки. А как насчет дерева? «Конечно, да!» - ответили бы героини этой статьи, художницы, ювелиры, смело сочетающие жемчуг и необработанные коряги, золото и резьбу по дереву.
Минималистичные коряги Линды ван Никерк
Украшения Линды ван Никерк.
Смелые скульптурные формы, чистые линии, минимализм и необычные материалы… Так описывают странные работы Линды ванн Никерк, которая родилась в Южной Африке, а теперь живет в долине Хуон на юге Тасмании, среди природы, почти не тронутой цивилизацией. Ее проекты несут в себе следы эстетики африканского декоративно-прикладного искусства и той природной среды, которая окружала ее с детства; в них есть мрачноватая, дикая красота и обжигающая современность, актуальность решений.
Украшения Линды ван Никерк.
Крупные, акцентные украшения не прячутся скромно в вырезе блузки или под рукавом – они используют тело своей обладательницы в качестве фона. Они призваны пробуждать в «носителях» смелость и гордость. Главное в них – куски дерева, ветки и коряги, которые выступают смысловой и композиционной доминантой. Работы Линды выставлялись по всей Австралии и в Нью-Йорке. Она была номинирована на несколько престижных премий в области современного ювелирного искусства, а в 2010 году получила награду Tasmanian Design Award.
Мультидисциплинарные проекты Дании Челмински
Украшения Дании Челмински.
Украшения Дании Челмински.
Дания Челмински живет и работает в Израиле и экспериментирует с ювелирными изделиями с 1989 года. Ее интересуют естественные науки, дизайн, геммология, музыка и театр, а потому ее украшения – истории об отношении людей к окружающему миру – совмещают в себе множество разноплановых материалов и оттенков смысла. Художница использует дерево, но не только – она любит сочетать органические и синтетические материалы, твердые и пластичные, созданные с нуля и найденные под ногами. Для нее важно сохранение традиционных технологий, особенно в работе с металлом, и инновационные методы переработки и вторичного использования материалов. Так с надоевшими бусами срастается ветка, а металлолом, «подружившись» с деревом, приобретает вторую жизнь.
Деревянная геометрия Нины Морроу
Серьги и бусы Нины Морроу.
Бусы Нины Морроу.
Нина Морроу, жительница Нью-Мексико, заинтересовалась работой с деревом, когда жила на Гавайях. После экспериментов и творческих поисков, уже будучи дома, она принялась искать интересные материалы на берегах Рио-Гранде. Тополь, можжевельник, выброшенные кем-то деревянные доски стали для нее особенно ценными потому, что ценности-то никакой не представляли – они были бесплатными. Нина поняла, что может удовлетворить свой интерес к дизайну, масштабу и пропорциям украшений, не тратя на это кучу денег – и получить впечатляющий результат. Это ли не сбывшаяся мечта? Кроме того, работа с деревом не требует значительных усилий и дорогостоящих инструментов. Так что Нина использует краски, выжигатели по дереву и дремель с несколькими насадками. Для нее исключительно важен близкий, «ручной» контакт с материалом, потому что это позволяет контролировать каждую мелочь, отслеживать каждый этап превращения коряги с берега реки в модное украшение. Сегодня ее особенно интересуют конструкции ожерелий и способы соединения бусин – то есть вопросы чисто инженерные, которые, тем не менее, и становятся решающими при создании украшений.
Абстрактные скульптуры Джулии Тернер
Серьги и колье Джулии Тернер.
Подвеска от Джулии Тернер.
Джулия Тернер получила степень M.F.A. в 1995 году, преподавала в Калифорнийском колледже искусств и Академии ювелирных искусств Ревир. Ее мастерская расположена в районе Mission District в Сан-Франциско – и столы в этой мастерской заставлены макетами, демонстрирующими напряженные творческие поиски. Работы Джулии отмечены множеством премий, хотя на первый взгляд – просты и даже непритязательны. В них – утонченный минимализм, поэтичная геометрия, контраст фактур, поверхностей, технологий. Резьба по дереву, традиционная эмаль, лаки и краски… Использование природных и индустриальных материалов для Джулии – история о взаимодействии человека и природы, о случайных взаимодействиях, конфликтах и сотворчестве.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Где можно встретиться с душой японского принца и другие факты о старейших в мире деревянных постройках.
Цвет и грани Кристины Зани
Браслеты и бусы Кристины Зани.
Украшения от Кристины Зани.
Кристина родилась и выросла в Италии, после окончания факультета языков и литературы переехала в Эдинбург, чтобы преподавать итальянский язык, а в июне 2012 года получила степень магистра ювелирного дела в Эдинбургском колледже искусств. Годом ранее она удостоилась стипендии, позволившей изучать ювелирную индустрию в Сеуле, но вдохновила ее архитектура – контраст между небоскребами и древними храмами. Неравномерные, словно потертые красочные покрытия граненых элементов демонстрируют изменения материалов под влиянием времени и окружающей среды. Она сочетает дерево с благородными металлами, работает интуитивно, без предварительных эскизов, и, создавая одно украшение, часто находит идеи для последующих.
Естественная красота Тери Толванен
Броши Тери Толванен.
Колье Тери Толванен.
Финская художница Тери Толванен работает с деревом – и дополняет его полудрагоценными камнями, полимерной глиной, шелком, графическими элементами. Она нередко участвует в выставках и преподает (недавно коллектив студентов под ее руководством разработал серию керамических украшений, выполненных с использованием 3D-печати). Абсолютно в рамках традиции финского дизайна, ее работы выглядят ненавязчиво, естественно и элегантно – но с изрядной долей изобретательности.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Деревянные игрушки Кая Бойсена: Как вешалка в форме обезьянки стала символом скандинавского дизайна.
Несовершенства Сяотун Го
Украшения Сяотун Го.
Украшения Сяотун Го.
Сяотун Го родилась в маленьком городке на востоке Китая, училась в Колледже искусств и дизайна Саванны, где и получила степень магистра в области ювелирной индустрии. Для нее украшения — это язык, язык интересный, многослойный, неограниченный и безграничный. В своих работах с использованием необработанного дерева Сяотун Го исследует проблему совершенства и несовершенства . С детства ее окружали люди, утверждавшие, что смысл жизни – в стремлении к совершенству. Однако идеал недостижим, а вот несовершенные, странные, подчас грубоватые, полные случайностей и иррациональности формы окружают нас повсюду, и они прекрасны. Так украшения с природными элементами становятся своего рода психотерапией.
Работа с деревом - не пережиток прошлого! Это доказывают и прекрасные скульпторы со всего мира, создающие истинные шедевры.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: