Иллюстрации Рене Грюо.
Рене Грюо – гений модной иллюстрации, певец французской моды. Он создал узнаваемые образы рекламных компаний многих модных домов - Dior, Balenciaga, Yves Saint Laurent. Каждый его рисунок – настоящее произведение искусства, и соответственным образом оценивается на аукционах в наши дни.
Он появился на свет 4 февраля 1909 года в богатой семье, занимавшей высокое положение в обществе, и детство Рене было счастливым и безоблачным. Он практически родился с карандашом в руке- рисование с ранних лет было его любимым занятием. Его родители – итальянский аристократ и французская графиня, а полное имя - Ренато де Дзавальи Риччарделли Каминате. Грюо- это девичья фамилия матери.
Рене Грюо за работой.
После развода родителей вместе с ней он отправился в Париж и был просто поражен этим роскошным гордом – столицей европейской моды. В то же самое время его художественные опыты нашли своих почитателей - первый рисунок Грюо был опубликован, когда ему исполнилось всего четырнадцать лет.
В двадцатилетнем возрасте он начал карьеру модельера, но быстро забросил это занятие, осознав, что кисть и перо ему ближе, чем нитка с иголкой, а создаваемым образам необязательно быть воплощенными в материале.
Грюо рисовал парижских модниц.
Первым журналом, с которым он заключил контракт, стал L’Officiel, и после первой же публикации Рене захлестнула лавина лестных и денежных заказов. В тридцатые в модных журналах практически не использовалась фотография. Фототехника того времени не позволяла создать такие же привлекательные и выразительные изображения, какими были иллюстрации, и модные иллюстраторы были очень востребованы.
Иллюстрация в те годы была выразительнее фотографии.
Кристиан Диор, запуская новый аромат- Miss Dior, обратился именно к Рене Грюо. Этот заказ положил начало долгому и плодотворному сотрудничеству, принесшему Грюо славу, состояние и узнаваемость.
Иллюстрации Рене Грюо, выполненные для Dior.
Рене, мастер намеков и метафор, подарил Miss Dior два новых образа - лебедь с двумя жемчужными ожерельями на длинной шее и веер в руке, обтянутой перчаткой.
Грюо как иллюстратор был лаконичен и изобретателен.
Вообще при работе с Dior Грюо был особенно изобретателен – вместо прекрасных дам, одетых в роскошные костюмы, на рекламных плакатах могла появиться лишь ножка в остроконечной туфельке или изящная рука, усеянная драгоценностями.
Недосказанность была любимым приемом Грюо.
Грюо всегда стремился к лаконизму. Почти всю жизнь использовал ограниченную цветовую палитру - белый, красный, черный, золотой, лишь иногда включая магический лиловый или жизнерадостный зеленый цвет.
Грюо отдавал предпочтение ограниченному количеству цветов.
В творчестве он оставался истинным аристократом: гибкие линии, простые сюжеты, легкость исполнения, живость и ни капли вульгарности. Женщины на его иллюстрациях элегантны и расслабленны, их волосы трепещут, глаза скрыты за черными очками, колышутся перья на шляпках, взлетают оборки. Эти женщины – светские львицы, музы, они совершенно бесплотны, хоть и облачены в наряды лучших кутюрье Франции - Пьера Бальмена, Юбера де Живанши, Кристиана Диора, Жака Фата.
Женщины на иллюстрациях Грюо неизменно элегантны.
Женщины Грюо поднимаются по лестницам, скрываются за полуоткрытой дверью, бросают взгляд через плечо. Их красота – мираж, она неуловима, она ускользает, как лента на ветру.
Ускользающая красота- так можно описать иллюстрации Грюо.
Его стиль всегда узнаваем, однако он был не прочь поэкспериментировать.
Грюо не стеснялся экспериментировать с графикой.
Некоторые его графические работы построены на сочетании локальных цветовых пятен, некоторых он использовал сухую кисть, где-то Грюо ограничивался росчерком кисти, парой мазков.
Художник мог создать целостный образ парой мазков.
Потеки краски, брызги, неровное покрытие придавали его иллюстрациям живое дыхание.
Грюо использовал разные художественные приемы.
Стиль Грюо сложился в условиях развития модной индустрии. Все внимание должно быть сосредоточено на рекламном образе. Цвет, манера изображения были подчинены идее аромата или бренда.
Стиль графики всегда подчинен идее аромата или бренда.
Грюо отказался от сложных фонов, изображения природы или архитектуры. Лишь цветы иной раз появляются в минималистичном пространстве его эскизов – в руках его роскошных героинь, на их волнующих платьях, в их волосах.
В работах Грюо женщина всегда на переднем плане.
Рисунки Грюо проникнуты уважением к женщинам, преклонением перед ними. Там не найдешь ни лукавых взглядов, ни кокетливых улыбок, ни малейшего стремления очаровать, соблазнить.
Героини Грюо - женщины, знающие себе цену.
Героини Грюо знают, чего хотят, они воплощают собой тех богатых и свободных женщин, которые могут себе позволить все, чего желают, восхищаются собой и влюблены в самих себя.
Женские образы в графике Грюо.
Во время Второй мировой войны Грюо потерял многих своих клиентов, однако оставался на плаву. Он продолжал работу с Кристианом Диором и некоторыми журналами. Мало кто знает, что этот человек, чья жизнь была посвящена моде и красоте, в те нелегкие годы помогал еврейским беженцам, рискуя своей карьерой, а то и жизнью.
После войны индустрия моды постепенно приходила в себя. Мелкие мастерские и ателье были разорены, богачи и аристократы уже не могли позволить себе вести ту роскошную жизнь, и мир моды изменился. На первый план вышел покупатель среднего класса, желавший получить «эксклюзивный» товар за небольшую стоимость. Дома моды создавали новые коммерческие линии, более демократичные и доступные.
Лаконичная графика Грюо.
Для Грюо начался наиболее плодотворный период в работе – ему предстояло «создавать мечты», предлагать роскошную рекламу для массового производства.
Грюо был художником, "создающим мечты".
Он работал в Париже до 1960-х годов, когда Европа «заболела» стилем хиппи. Юные бунтари бросили вызов канонам буржуазной эстетики, гламуру и роскоши. Грюо перебрался в Италию, где нашел «своего человека» в лице Валентино Гаравани.
Всю жизнь Грюо прославлял гламур и роскошь.
Когда на смену иллюстрации пришла фотография, многие в индустрии моды считали это настоящим крахом – говорили, что с исчезновением иллюстрации глянец потеряет долю уникальности. И действительно, рекламная графика не вышла из моды: в1970—1980-е годы случился новый всплекс увлечения журналов рукотворной иллюстрацией, и рисунки Грюо публиковались в Vogue, L’Officiel, Marie Claire, International Textiles.
Рисунки Грюо никогда не теряли ценности.
Разочаровавшись в современной моде, он нашел утешение в живописи. Давняя подруга – они дружили больше тридцати лет! – Лаура Бьяджотти пригласила его расписать стены своего замка.
Умер он в глубокие девяносто пять лет на руках своего приемного сына, в Риме. Он не хотел пышных и громких похорон. О смерти художника объявили уже после погребения.
Рене Грюо был истинным аристократом от искусства – сдержанным и изобретательным, благородным романтиком и храбрым человеком. Сегодня его рисунки продаются на аукционах за баснословные деньги, а модные дизайнеры посвящают коллекции его творчеству.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: