Как монахи в 16-м веке создавали паутинные картины, и Где можно увидеть эти шедевры сегодня

Это уникальное крестьянское ремесло зародилось в Тирольских Альпах в начале XVI века и эволюционировало от религиозных образов, украшавших стены древних монастырей, к пасторальной живописи, изображавшей простую сельскую жизнь Западной Австрии и Северной Италии. Паутинная живопись стала давно забытой формой изобразительного искусства. На сегодня в мире известно не более ста картин, созданных в этом жанре, и нет ни одного художника, рисующего с помощью нежных, шелковистых нитей паутины.
Как монахи из Тирольских Альп создавали картины при помощи паутины

Монах, собирающий паутину
В давние времена на зеленых травянистых пастбищах долины Пустер, окруженной горными склонами Тирольских Альп, часто можно было встретить крестьян и монахов, бродивших в поисках блестящей, шелковистой паутины, сплетенной пауками и гусеницами-шелкопрядами. Аккуратно расправляя нежную сеть паутины, они снимали ее специальными маленькими ножами, чтобы превратить эти тончайшие нити в изящный холст, который служил основой для создания портретов святых и живописных сельских пейзажей.
Паутинная живопись в те давние времена считалась достаточно редким и изысканным искусством, она выполнялась на тканях, изготовленных из паучьей паутины или гусеничного шелка, собранных в дикой природе, а создание холста из паутины было достаточно кропотливым и сложным процессом.
После сбора и тщательной очистки от мелких веточек и насекомых паутина аккуратно укладывалась слоями на тонкий картон и пропитывалась разбавленным молоком для придания прочности. После просушки получался тончайший холст, но он все равно оставался чрезвычайно хрупким - даже неаккуратное нажатие пальцем могло полностью испортить картину.

Долина Пустер, где зародилась паутинная живопись
Художники рисовали поверх этого холста специальной тонкой кисточкой, изготовленной из перьев вальдшнепа. Для создания паутинных картин использовались акварели или индийские чернила. Размер готовых картин обычно был чуть больше почтовой открытки, их так и называли картины-паутинки.
Первые картины, написанные на паутине, изображали святых и располагались на окнах церквей и монастырей

Паутинная живопись, сохранившаяся до наших дней
Первые картины-паутинки появились в окнах австрийских церквей и монастырей. Монахи, стремившиеся выразить свою духовную преданность и смирение, при создании портретов святых использовали самые сложные техники, какие только можно было себе представить. Чем более хрупкой и прозрачной выглядела картина, тем больше она ценилась. Поэтому картины нередко размещали в окнах между стекол, чтобы они просматривались с обеих сторон.
Паутина, как материал для творчества, привлекла художников своей хрупкостью и необыкновенным эффектом прозрачности. Рисунок наносили на холст при помощи непрозрачных красок, а фон оставляли незакрашенным, благодаря чему при попадании света на картину она выглядела прозрачной, а контур изображения приобретал божественное свечение.
Помимо портретов святых, художники начали создавать картины с другой тематикой, особенно популярной стала пасторальная живопись, изображающая альпийские сельские пейзажи. Известны также портреты королевских особ и военных сцен, сделанных с помощью этой техники, но самое удивительное было то, что паутину стали использовать даже для создания гравюр. Невероятно, но художники находили способ печатания с металлических пластин под прессом, перенося изображение на тончайший паутинный холст.

Паутинная живопись, сохранившаяся до наших дней
По мере того, как паутинная живопись получала развитие, а картины-паутинки становились все более популярными, они стали появляться в домах людей, их стали продавать на рынке и экспортировать в другие страны. Бельгийский живописец Франц Унтербергер был известен тем, что нанимал местных художников для создания картин, сделанных на паутине, и продавал их туристам.
Сохранились ли шедевры паутинной живописи до наших дней и есть ли в мире современные художники, рисующие при помощи этой техники

Уникальные гравюры из паутины Иоганна Прюннера
Имена большинства художников, работавших в стиле паутинной живописи, история не сохранила. Одним из самых известных мастеров паутинной живописи был Элиас Прюннер, творивший в середине XVIII века, но до наших дней не дошло ни одной его работы. Его ученик и последователь Иоганн Бургман, писавший для южнотирольских церквей, оставил наследие из нескольких десятков картин, которые сегодня преимущественно хранятся в частных коллекциях.
Другой его последователь и родственник Иоганн Прюннер был известен созданием гравюр из паутины, четыре из которых сохранились до наших дней, в том числе и старейшая из всех известных гравюр «Мадонная с младенцем», которая сегодня хранится в Честерском соборе в Англии.
Сегодня в мире не существует ни одного художника, владеющего искусством паутинной живописи. Последняя такая художница - Энн Брэдшоу Клоптон - жившая в Теннесси, ушла в мир иной в 1956 году. Она открыла для себя паутинную живопись, когда ей было всего 11 лет, и на протяжении всей своей жизни совершенствовала это ремесло, научившись распознавать виды пауков, плетущих наиболее прочную паутину, разработала собственные краски, которые ложились на холст и не рвали его под своей тяжестью. Она месяцами работала над каждой картиной, нанося микроскопические мазки при помощи увеличительного стекла. К сожалению, большинство ее работ было утеряно, но отдельные картины сохранились в ее доме и в Национальном музее американской истории в Вашингтоне.
Энн Брэдшоу Клоптон - последняя художница, постигшая искусство паутинной живописи
Искусство полно уникальных техник, оригинальных направлений и нестандартных решений, причем любая его форма должна быть сохранена для будущих поколений. Хочется надеяться, что это уникальное искусство не умерло вместе с последним мастером и когда-нибудь будет возрождено, как сейчас художница из России возрождает древнюю технику живописи - энкаустику, выжигая картины воском.


