Золото манило людей на разных континентах и цивилизациях на протяжении тысячелетий. Независимо от местоположения, оно всегда почиталось за его физические и символические свойства, связанные с божественностью, потусторонностью, богатством и властью. А его редкость и необыкновенная красота привлекли внимание мастеров из различных сфер искусства. Пожалуй, это единственный металл, который не тускнеет со временем и подходит для многих видов искусства благодаря своей пластичности, поэтому часто используется как в керамике и архитектуре, так и в картинах/иконах.
Искусство сусального золота и религиозный опыт
Слева - пример подлинного сусального золота, справа - пример имитации сусального золота.
Золото ценилось больше, чем серебро и медь, и использовалось в различных художественных техниках и для изготовления различных изделий ремесленников от Древнего Египта до Китая, Индии и средневековой Европы. Современные художники также используют подлинное сусальное золото в своём искусстве, часто для того, чтобы подчеркнуть различные аспекты своих работ, необязательно связанные с религиозными идеалами. Независимо от периодов времени и намерений, золото присутствовало в художественных практиках на протяжении веков и будет оставаться таковым и в последующие десятилетия.
Примеры металлических листов, которые были обработаны химикатами и кислотами для получения различных цветов и узоров (иммитация золота).
Использование золота в искусстве и ремёслах насчитывает более пяти тысяч лет, причём древние египтяне разработали технику измельчения золота в тонкие пластинки, чтобы сделать его использование более экономичным. Метод выбивания золота был зафиксирован в иероглифах, и позже та же техника использовалась в средневековой Европе. Будучи искусными мастерами, они могли обрабатывать золото толщиной в один микрон (0,0001 см), а это говорит о том, что его чаще всего использовали на священных предметах, найденных в царских гробницах.
Слева направо: Юдифь, Густав Климт, 1901 год (фрагмент). \ Гравюра, изображающая процесс отбивки золота.
Последующее заметное использование сусального золота в истории произошло в византийском искусстве (с четвёртого по пятнадцатый век). Религиозные картины и мозаики часто были позолочены, что создавало трансцендентный эффект в церквях, освещённых свечами. Лучшие образцы мастерства работы с сусальным золотом сегодня можно увидеть в Соборе Святой Софии в Стамбуле. Бывшая церковь, ставшая мечетью, украшена золотой мозаикой, изготовленной из двадцати миллионов золотых плиток, которые в основном используются для фона религиозных сцен и нимбов святых.
Слева направо: Поцелуй Иуды, Джотто ди Бондоне, деталь росписи Капелла дель Арена, южная стена, Падуя. \ Исав перед Исааком, Джотто ди Бондоне, фреска (около 1295 года). Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь.
Влияние византийского искусства ощущалось и в эпоху раннего Возрождения. Знаменитый художник Джотто ди Бондоне, который придерживался более реалистичного подхода к своим фрескам, тем не менее использовал золото для фона своих основных религиозных сцен. Золото было связано со светом Бога и божественностью и использовалось для создания духовного и трансцендентного опыта для верующих. Помимо европейских традиций, золото также использовалось в буддийском искусстве для украшения статуй и символов, в исламской каллиграфии и иллюминированных рукописях, а также в архитектуре. Одним из самых известных примеров позолоченного здания является Версаль недалеко от Парижа.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие секреты раскрыли учёным средневековые рукописи и почему они представляют огромную ценность >>
Золото в искусстве
Золото в искусстве. Слева направо: Маска египетского фараона. \ Фрагмент работы Густава Климта.
Процесс золочения сусальным золотом основан на использовании тонких, как бумага, листов настоящего золота, которые наносятся на поверхность, чтобы полностью покрыть её (например, в рамах для картин, или подчеркнуть некоторые детали). В отличие от золотых красок, разработанных на основе металлических пигментов, которые не содержат настоящего золота и могут со временем потускнеть, работы, выполненные сусальным золотом, никогда не потеряют своей яркости и блеска и сохранят первоначальный вид. Сусальное золото также можно измельчить в золотую краску и смешать со связующим для получения жидкого пигмента.
Слева направо: Моноголд (без названия), Ив Кляйн, 1959 год. \ Поцелуй, Густав Климт, 1907-8 годы.
Художники, стремящиеся быстро добиться золотистого эффекта, обычно держатся подальше от сусального золота; помимо того, что оно дорогое, это также материал, требующий терпения, и использовать его сложнее, чем краску. Но благодаря своим привлекательным свойствам, сусальное золото по-прежнему используется для изготовления деталей, которые должны выделяться в произведении искусства.
Стандартные упаковки сусального золота содержат двадцать пять листочков размером более трёх дюймов, которые занимают площадь примерно в полтора квадратных фута. Тон и цвет золота могут отличаться, хотя наиболее популярным является 23-каратное золото, которое бывает двух видов — обычное и с лакированным покрытием.
Деталь портрета Адель Блох-Бауэр I, Густав Климт. \ Фото: mymodernmet.com.
Каждый обычный золотой лист нужно тщательно подбирать специальным наконечником для позолоты кистью, что делает работу с этой версией более сложной. Перед нанесением золотых листов поверхность необходимо тщательно очистить и сделать гладкой, чтобы тонкие слои лучше прилипали. Затем для закрепления золота используется специальная жидкость, называемая gilding size, после работу оставляют до полного высыхания.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что такое эволюционный монизм, придуманный поклонником теории Дарвина, и как он повлиял на творчество Густава Климта и др художников >>
Современное использование сусального золота
Деталь Поцелуя, Густав Климт. \ Фото: farm5.staticflickr.com.
Густав Климт, знаменитый австрийский художник периода сецессии, известный своей золотой фазой и такими шедеврами, как знаменитый «Поцелуй влюблённых», наносил сусальное золото на фон своих работ, выравнивая плоскость картины в стиле, напоминающем декоративно-прикладное искусство. Для него золото не было символом власти или религиозного рвения, а ассоциировалось с интимностью и близостью.
Здание сецессиона в Вене. \ Фото: commons.wikimedia.org.
Ив Кляйн, известный своим запатентованным Klein Blue, также использовал в своей работе сусальное золото и золотистые оттенки, символически связывая синий и розовый с символами святой троицы. Его серия Monogold включает картины, поверхности которых были полностью покрыты сусальным золотом, создавая скульптурный эффект. Самая известная фигура движения поп-арт, Энди Уорхол также использовал сусальное золото и цветовую имитацию золота в своей практике, особенно в своих работах 1950-х годов. Считается, что на него оказали влияние византийские иконы, которые он видел ребёнком, посещая церковь, но также возможно, что золото, как один из самых ценных товаров, прекрасно вписывалось в его исследования потребительской и поп-культуры, а также блеска и гламура, которых он пытался добиться вокруг себя. Золото фигурирует в его работах для обувной компании I. Miller и других некоммерческих проектах. Две фотографии, на которых изображены Уорхол и его мать, также были украшены золотом, как и некоторые из сделанных им открыток.
Современное искусство сусального золота
Солнечное поле 2, Саймон Аллен. \ Фото: pinterest.com.
Будучи чем-то большим, чем просто драгоценный ресурс, золото всегда присутствовало в культурном воображении. Среди многих современных художников, которые сегодня используют сусальное золото в своих работах — Саймон Аллен и Джанин Ламберс.
Британский скульптор Саймон Аллен использует различные оттенки сусального золота, доступные сегодня. Его подход основан на технике водной позолоты, которая не менялась со времён Ренессанса, и нанесении сусального золота на скульптуры ручной работы и позолоченные скульптуры, которые он иногда стирает, чтобы показать нанесённый под ними цвет. Следуя традициям, работы Саймона также полны символизма. В то время как для древних египтян золото символизировало бессмертие, связанное с богами и человеческой душой, Аллан открывает бессмертие в мимолетных мгновениях природных стихий, которые он представляет в своих произведениях.
Золотая Мэрилин Монро, Энди Уорхол.
Большие настенные инсталляции с вкраплениями сусального золота — детище Джанин Ламберс. Уделяя особое внимание впечатлениям от погружения и световым эффектам, Джанин использует различные цветовые вариации сусального золота для достижения желаемого эффекта. В отличие от религиозных работ, посвящённых отдельным людям, художник сосредоточен на природе, побуждая зрителей открывать для себя её красоту.
В следующей статье читайте о том, как и когда появилась первая картина маслом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: