12.07.2022 23:30
В конце прошлого года в западном крыле Новой Третьяковки на Крымском валу открылась выставка, которая сразу же привлекла к себе внимание посетителей. Она стала результатом почти десятилетней исследовательской работы специалистов Московского музея дизайна и повествует об истории российского дизайна с 1917 года и по наши дни. Не так давно залы, где размещались экспонаты, были закрыты на реэкспозицию и сегодня снова распахнули свои двери.
Выставка «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022»
Для того, чтобы показать посетителям историю отечественного дизайна, кураторы экспозиции из Московского музея дизайна провели на самом деле очень масштабную работу и отобрали те предметы, которые бы демонстрировали значимые вехи развития этой сферы в России за последние сто с лишним лет. Но это не просто показ экспонатов, это параллель между продукцией массового производства и эксклюзивными дизайнерскими изделиями. Сотрудники музея утверждают, что и в тех изделиях, которые выпускались массово, можно было найти весьма неплохие образцы, ставшие результатом творческой работы советских дизайнеров.
Тем не менее множество предметов, имевших одинаковое предназначение, разительно отличались между собой. К примеру, в здании МИД СССР висели поистине уникальные люстры, внешний вид которых разрабатывал Абрам Дамской, эскизы их можно увидеть на выставке, но одновременно посетители обратят внимание на стоящие рядом простые керосинки, использовавшиеся повсеместно советскими гражданами в первой четверти ХХ века. И таких примеров на самом деле очень много. По мнению специалистов музея, эти параллели олицетворяют собой два мира, реальности и мечты. Всё, что касается мечты – величественное, золочёное, дорогое. В реальности всё проще и обыденнее, подчинено законам удобства и экономии, но никак не роскоши.
На первоначальной выставке представлены экспонаты, позволявшие отследить, как менялась посуда. Но и здесь соседствуют сервизы работы Малевича, Александра Ермолаева и Геннадия Взорова с обычными наборами посуды, использовавшимися чуть ли не на каждой кухне. Правда, фамилии дизайнеров последних так и остались неизвестными. И таких примеров можно увидеть очень много. На выставке были представлены проекты и работы, никогда раньше не выставлявшиеся в музеях, они на протяжении многих лет хранились в семьях или в архивах научно-исследовательских институтов, по некоторым разработкам специально для экспозиции были созданы макеты нереализованных проектов. И рядом с ними неизменно стоят предметы массового производства.
Обновление выставки
С 4 июля выставка была закрыта для обновления, сотрудники добавили к уже имеющимся ещё 100 новых предметов в разных залах. Раздел, посвящённый авангарду, пополнился образцами тканей, которые без преувеличения можно назвать агитационными. Они находились в коллекции Российского Государственного университета имени Косыгина, занимающегося подготовкой специалистов лёгкой и текстильной промышленности. Теперь посетители могут увидеть, как в тканях воплощалась история, ведь на рисунках отразились и электрификация, и ликвидация безграмотности, и патриотические рисунки о Красной армии.
Зал, в котором представлены образцы дизайна 1930-х годов, порадует увеличившимся числом эскизов Абрама Дамского, благодаря которому были реализованы впоследствии многие световые решения в Московском метро, «сталинских» высотках, в театрах и вокзалах. Экспозиция 1960-1980 годов порадует обилием вещей, созданный на пике успехов Советского Союза в спорте и космосе. Здесь разместились уникальные космические игрушки, плакаты, созданные знаменитыми художниками, и даже ковры, посвящённые Олимпиаде 1980 года, проходившей в Москве.
Особенный интерес может представлять собой раздел современного дизайна. Здесь уже полёт фантазии специалистов в этой отрасли не ограничен, кажется, ничем. Посетители выставки смогут увидеть современные проекты, созданные в российских дизайн-студиях. Мебель, посуда, игрушки, конструкторы, архитектурные проекты и эскизы, – всё это создаёт особую атмосферу и позволяет погрузиться в мир не только настоящего, но и ближайшего будущего отечественного дизайна.
Всего работает четыре раздела экспозиции, в каждом из которых представлены разные стили и направления, демонстрирующие инновационные идеи дизайнеров конкретного периода и изделия, выпускавшиеся массово. Большинство предметов демонстрируется впервые, а реэкспозиции, которых всего пройдет три за весь год, позволяют увидеть больше ярких образцов дизайнерского творчества. Сотрудники Московского музея дизайна, принимавшие непосредственное участие в организации выставки, уверены: её обязательно стоит посмотреть как простым людям, так и тем, кто имеет непосредственное отношения к дизайну.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!