Новости


3904
Адам Кёртис снял фильм о России и попытался предостеречь правительство Великобритании

Английский режиссёр-документалист известен своей вдумчивостью и склонностью к анализу. Он пытается изучать политические, культурные и экономические процессы, происходящие в разных странах, заставляет зрителей сомневаться во всём, оперирует фактами и не боится быть обвинённым в предвзятости. Адам Кёртис снимает фильмы обо всём, что интересно ему самому, и в этот раз темой его исследования стал период распада СССР и прихода к власти Владимира Путина.

TraumaZone

Полное название семичасового сериала – «Россия 1985-1999 Травма зоны: Каково это было пережить крах коммунизма и демократии». В нём Адам Кёртис пытается разгадать, как он считает, главную загадку нашего времени и ответить на вопрос: почему в момент, когда вся политическая и социальная система вышла из-под контроля и находится в полном хаосе, никто, кажется, не может представить никакой альтернативы. Он обратился к опыту России, потому что, по мнению режиссёра, на Западе не имеют представления о том, через что пришлось пройти россиянам в то время, когда оказались разрушены все устои общества.

Адам Кёртис попытался рассказать о переживаниях россиян из разных слоёв, от Кремля до замерзающих шахтёрских городов за полярным кругом, побывал в крошечных деревнях и на Северном Кавказе, где велись боевые действия в горах и лесах. Режиссёр отсмотрел тысячи часов отснятого материала и пришёл к выводу: разгадка сегодняшних процессов лежит в плоскости «шоковой терапии», эксперименте, который был навязан стране Егором Гайдаром.

Экономист, возглавивший при Ельцине Правительство, задался целью создать в России идеальную капиталистическую систему, при этом он собирался сделать это максимально быстро, чтобы не допустить возвращения коммунизма. Мгновенная отмена контроля над ценами и отказ от любых попыток управлять системой должны были привести к созданию зоны совершенной свободы, в которой присутствовала первоначальная боль, а потом наступил бы период собственного естественного равновесия. Но вместо ожидаемого равновесия наступил полный хаос.

Предупреждение для Лиз Трасс

Режиссёр провёл множество исследований и уверен, что Лиз Трасс, которая объявила о своём собственном эксперименте с экстремальным капитализмом, нужно быть осмотрительной. Она пытается использовать доктрины австрийско-британского экономиста Фридриха Хайека, те самые, которые уже применял при распаде СССР Егор Гайдар. Он написал книгу под названием «Дорога к рабству», главной идеей которой является невозможность навязать людям видение будущего без тотального ужаса. Хайек был уверен, что люди сами, пройдя через отчаяние и боль, создадут сбалансированную социальную систему. И одной из ступеней развития должна стать полная свобода цен и отсутствие централизованного контроля.

Адам Кёртис предлагает зрителям обратиться к урокам прошлого и удостовериться, что идеи Хайека и Гайдара далеко не новы, а попытки идти предлагаемым обоими путём ещё ни разу не привели к успеху. Никогда шоковая терапия не становилась основой для создания саморегулирующейся социальной системы. Напротив, это приводит к дисбалансу и появлению общества, которое становится куда более неравным, разверзая пропасть между богатыми и бедными.

Так было в России в 1990-е, когда миллионы людей не могли оплатить коммунальные счета или купить фрукты своему ребёнку, а небольшая группа организовывала шикарные балы в царских хоромах, с удовольствием предавалась чревоугодию и наслаждалась своей властью и богатством. Режиссёр предлагает зрителям отправиться в увлекательное, но довольно тяжёлое путешествие в прошлое России, чтобы попытаться найти там ответ на многие вопросы, волнующие сегодня британское общество. Адам Кёртис искренне хочет, чтобы его страна не выбирала путь экстремального капитализма, а правительство не пыталось провести беспощадный эксперимент над своими гражданами. Тем более что можно изучить чужой опыт, а не набивать шишки самостоятельно.

Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!





Самое интересное

Москвичка в 40 родила троих в глуши: Рубит дрова, но гос. опеке проиграла
0
Отчим запретил брак с Гузеевой, а он умер в 27 лет, не узнав о сыне: Почему не спасли Никиту Михайловского и кто мама его сына
0
Домогательства, 3 детей и рухнувшая карьера: Как сложилась жизнь Светки из «Счастливы вместе» и почему ее нет в продолжении ситкома
0
Почему муж и жена на Руси в разных постелях спали, и Как церковь вмешивалась в личную жизнь супругов
0