18.12.2022 23:29
Не зря говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк». Каждое произведение этого жанра несёт в себе глубокий смысл. Недавно профессор из Эдинбургского университета обнаружила в одной из самых любимых во всём мире детских сказок сатирическую насмешку над королём Франции и Наварры Людовиком XIV.
Связь между сказкой и галереей зеркал в Версале
На протяжении нескольких веков хрустальная туфелька ассоциировалась у людей во всём мире с известной сказкой о Золушке и побегом в полночь главной героини из королевского дворца. Но Женевьева Уорвик, профессор истории искусств Эдинбургского университета, обнаружила связь между сказкой, написанной Шарлем Перро, и знаменитой галереей зеркал в Версале. Известно, что Шарль Перро во многом определял политику двора Людовика XIV в области изящных искусств, после был назначен секретарём Академии надписей и изящной словесности. А позже он оказался генеральным контролёром всех строений короля и фактически мозгом операции по созданию уникального Зеркального зала.
Он также был администратором, отвечающим за создание королевского стекольного завода во Франции, гарантировавшим, что стекло больше не нужно было ввозить из Венеции для королевских дворцов. Перро отвечал за обеспечение поставок на стекольный завод песка, золы и дров для каминов. Отсюда и название «Золушка». Стоит отметить, что стекло в то время было очень модным и считалось материалом очень дорогим и роскошным.
Иносказания
Сказочник превращает скромницу, убирающую золу, в прекрасную девушку, достойную любви принца, а одним из её богатств считаются хрустальные туфельки. Современники Перро непременно поняли бы, что в этой истории имеется в виду показная любовь короля к стеклу и его великолепный Зеркальный зал. Женевьева Уорвик утверждает, будто Шарль Перро в своей сказке связал судьбу главной героини с судьбой зарождающейся французской стекольной промышленности, и превратил Золушку в национальный символ будущего процветающей Франции, где самостоятельно бы производились предметы роскоши.
Стоит отметить, что в то время в стране процветал экономический патриотизм, аристократов даже могли оштрафовать при дворе, если они носили наряды из тканей, произведённых за пределами страны. Однако следование тенденциям моды никто не отменял, хотя сама индустрия моды тогда только зарождалась, а писатели вовсю высмеивали её желание навязать каждому сезону свои ткани и стили. Описание танца Золушки в хрустальных туфельках отсылало читателя к увлечению модниц «шпильками», в которых ходить было крайне неудобно. На самом деле это была не основная обувь, а своеобразные ходули, которые должны были, приподняв владелицу на несколько сантиметров над землёй, защитить от грязи подол её платья и шёлковые туфельки.
В сказке Шарль Перро также мягко высмеивал страсть Людовика XIV к обуви. У него было множество пар, он менял их по несколько раз в день, и все его туфли были с «причудами»: помпонами, бантиками и другими яркими деталями. Он появлялся в своём Зеркальном зале в одежде из роскошных тканей, расшитых золотыми нитями, бриллиантами и жемчугом, и туфли вполне соответствовали его костюмам. Хрустальные туфельки в этом смысле были настоящим отражением интересов и пристрастий короля.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!
Смотрите также
- С 2023 года произведения Хэмингуэя, Конан Дойла, Агаты Кристи, Хичкока и других авторов перейдут в общественное достояние 31.12.2022
- Как подготовить и сдать качественное сочинение или эссе 11.12.2022
- Названы лауреаты премии «Русский детектив – 2022» 29.11.2022
- Редактор ЛитРес назвала 5 лучших книг, которые научат грамотно излагать свои мысли 22.10.2022
- Новый фильм-сказка собрал более миллиарда рублей за неделю проката 7.01.2021