15.01.2024 23:49
Апелляционный суд США признал, что мадридский музей Тиссена-Борнемисы является законным владельцем бесценной картины Писсарро, украденной у еврейской семьи во время Холокоста.
Наследникам еврейки, которая оставила свое ценное имущество, спасаясь от Холокоста, был нанесен новый удар в их длительной судебной тяжбе за возвращение бесценной картины, украденной у нее нацистами. На прошлой неделе апелляционный суд Калифорнии постановил, что мадридский музей Тиссена-Борнемисы является законным владельцем картины французского импрессиониста Камиля Писсарро 1897 года «Рю Сент-Оноре, Апре-Миди, Эффет де Плюи». Это последнее поражение семьи в одном из старейших судебных исков против кражи нацистами произведений искусства.
Хотя все три судьи федерального апелляционного суда Калифорнии единогласно проголосовали за то, что у музея нет юридического обязательства вернуть картину, судья Консуэло Каллахан выразила надежду, что Испания выберет высокую моральную позицию.
«Иногда наши присяги и понимание нашей надлежащей роли в качестве судей апелляционной инстанции требуют, чтобы мы согласились с результатом, противоречащим нашим моральным принципам», — сказал судья.
Решение суда было вынесено в соответствии с испанским законодательством, которое определяет право собственности как шесть лет непрерывного владения. Судьи постановили, что он имеет приоритет над законом штата Калифорния.
Первоначально картина принадлежала Лилли Кассирер Нойбауэр, еврейке, живущей в Германии, чья семья приобрела ее непосредственно у арт-дилера Писсарро. В 1939 году, когда нацисты ужесточили контроль над страной, Нойбауэр был вынужден продать картину за 900 рейхсмарок (360 долларов или 328 евро), чтобы получить выездную визу и бежать из Германии. Платеж она так и не получила.
Ее наследники говорят, что она потратила годы на поиски картины, когда прибыла в Соединенные Штаты в качестве беженки. И хотя позже она приняла от правительства Германии репарации в размере около 265 000 долларов (242 000 евро), она так и не отказалась от своего права вернуть картину.
После продажи на нацистском правительственном аукционе полотно прошло через несколько рук до 1993 года, когда испанское правительство выкупило его у барона Ганса Генриха Тиссена-Борнемисы и выставило на обозрение в новом музее имени коллекционера, где оно и остается. Картина, стоимость которой сейчас оценивается в миллионы евро, оказалась в центре многолетней борьбы за право собственности между музеем и наследниками Нойбауэра, которые сейчас живут в Сан-Диего, Калифорния.
В 2001 году, узнав о местонахождении картины, внук Нойбауэра Клод Кассирер подал прошение о ее возвращении. Четыре года спустя он подал в суд на музей за право собственности. После смерти Клода в 2010 году дело взял на себя его сын Дэвид вместе с имуществом его дочери Авы и при поддержке Объединенной еврейской федерации округа Сан-Диего. Семья даже подала прошение в Верховный суд, который в 2022 году постановил, что дело подпадает под действие закона штата Калифорния и должно рассматриваться апелляционным судом.
Адвокаты семьи Кассирер заявили в своем заявлении, что они продолжат борьбу и передадут дело на рассмотрение коллегии девятого округа в составе 11 судей. Хотя ни одна из сторон никогда не оспаривала факты, связанные с передачей работы Лилли Кассирер, юристы музея утверждают, что его кураторы не знали, что картина была украдена. Адвокаты семьи Кассирер возражают, что кураторы музея обнаружили бы кражу, если бы они тщательно исследовали картину перед покупкой. Управляющий директор музея приветствовал решение суда как «хорошую новость» и подтвердил позицию музея о том, что он приобрел работу «добросовестно».
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!