10.01.2020 10:34
В последние годы в России расплодилось слишком много литературных премий. Приносит ли пользу писательской среде их обилие? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, зачем вообще нужны литературные премии.
Навязанная читателю идея о необходимости следить за новинками загоняет его в узкие рамки: он не прочь покупать новые книги любимого жанра, но теряется в них, да и стоят они немало. Рядовой читатель не разбирается в литпроцессе, не верит проплаченной рекламе, не станет искать не ангажированных критиков и честных рецензентов. Как же ему ориентроваться в потоке издаваемой литературы?
Для этого существуют различные литературные премии. Учредители и организаторы премий приглашают в жюри именитых критиков, рецензентов, писателей. Они-то и должны разбираться, оценивать, что из обилия книг можно и нужно почитать, а на что не стоит обращать внимания. Но всегда ли это работает так, как должно работать? Увы, нет.
Накануне каждого премиального сезона литературная общественность слышит, что одна премия терпит бедствие из-за отсутствия спонсора, другая на грани гибели из-за внутренних распрей и скандалов. Как известно, статус премии определяется не только суммой, которую получает победитель, но и авторитетом, уважением, признанием общественности. По разным причинам приостановлены или окончательно погибли такие важные институции, как «Русский букер», премия Ивана Петровича Белкина за лучшую повесть, премия имени Аполлона Григорьева, премия «Дебют». К сегодняшнему дню на плаву осталось около двух десятков крупных и хорошо известных литературных премий.
На первый взгляд, много. Но если разобраться, то как минимум половина из них либо влачит жалкое существование, приглашая в жюри малоизвестных литераторов, либо проталкивает в лауреаты «нужных» людей. И то, и другое по понятным причинам не является инструментом быстрого и качественного отбора лучших.
В итоге мы имеем лишь пять по-настоящему ценных премий: «Большая книга», «Золотое перо Руси», Премия имени Александра Фадеева, «Национальный бестселлер» и «Ясная поляна». В ближайшем будущем этот список не изменится, да и надо ли его расширять? В вышеназванных премиях есть надежные и преданные русской словестности Учредители. В экспертные советы входят самые маститые критики и писатели. Лонг- и шорт-листы демонстрируют высочайшие критерии отбора рукописей. В итоге Лауреатами даных премий становятся лучшие из лучших. Это именно те писатели, которые совершенствуют старые жанры и создают новые. Их произведения затрагивают наиболее существенные проблемы, их тексты ломают устоявшиеся традиции, двигая литературу вперед, создавая новые техники и улучшая язык. Книги лауреатов этих пяти премий будут востребованы и через столетия. В этом и есть главное отличие Великой Литературы от чтива. И признание этими высокими премиями литературных талантов лучших писателей является не только благодарностью общества. Это делает и само общество более возвышенным, утонченным и моральным.
Автор: В. МедунскийПонравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!
Смотрите также
- Чем привлекает читателей современные книги жанра фэнтези 28.03.2024
- Андрей Гугнин из России стал победителем Classic Piano International 2024 и получил 150 тыс. евро 28.02.2024
- Писательница Ри Кудан выиграла самую престижную литературную премию Японии и призналась, что использовала ChatGPT 19.01.2024
- Опубликован недавно обнаруженный написанный карандашом рассказ Трумэна Капоте 24.09.2023
- Режиссер «Неудержимых» снимет байопик об арабском воине-поэте 4.09.2023