7.07.2024 22:24
Заключенные крупнейшей тюрьмы Милана вдохнули новую жизнь в пережитки смертоносного миграционного кризиса в Европе. На премьере оркестра в знаменитом миланском театре Ла Скала, скрипки, альты и виолончели рассказывали истории об отчаянии и искуплении.
Заключенные крупнейшей тюрьмы Милана обрабатывали древесину разбитых лодок, которые контрабандисты использовали для доставки мигрантов в Италию, и превращали эти обломки в музыкальные инструменты. Проект под названием «Метаморфоза» направлен на преобразование того, что в противном случае было бы выброшено, во что-то ценное для общества: гнилой древесины в прекрасные инструменты, заключенных в мастеров, и все это по принципу реабилитации.
Двое заключенных получили разрешение посетить дебютный концерт Orchestra of the Sea. На концерте было представлено 14 струнных инструментов тюремного производства, исполнявших программу, включавшую произведения Баха и Вивальди. Двое заключенных сидели в королевской ложе рядом с мэром Милана Джузеппе Сала. «Я чувствую себя Золушкой, — сказал заключенный Клаудио Лампони. - Сегодня утром я проснулся в уродливом, темном месте. Теперь я здесь».
В тюрьме «Опера» на южной окраине Милана, расположенной вдали от величественного оперного театра «Ла Скала», содержится более 1400 заключенных, в том числе 101 предполагаемый член мафии, они живут по правилам строгого режима и в почти полной изоляции. Другим заключенным, таким как Николае, который присоединился к Лампони в Ла Скала, предоставлена большая свобода действий.
С момента прихода в тюремную инструментальную мастерскую в 2020 году Николае, отказавшийся назвать свое полное имя и предпочитающий не упоминать обвинения, из-за которых он оказался в тюрьме 10 лет назад, стал главным мастером оперы, пройдя путь от грубых инструментов из фанеры до гармоничных скрипок, достойных сцены Ла Скала. «Вот так я и начал говорить с деревом», — недавно рассказал Николае в тюремной мастерской, наполненной запахом древесной щепы среди рядов стамесок и слабым жужжанием лобзика. – Когда я начал работать, оказалось, что у меня есть склонность к этому делу и сноровка».
Работа по изготовлению инструментов по 4-5 часов в день дает ему чувство спокойствия, говорит он, позволяет поразмыслить над «ошибками, которые я совершил», и навыками, которые позволяют ему думать о будущем. «Я приобретаю чувство собственного достоинства», — говорит мастер-заключенный, - а это немало». «Я надеюсь, что однажды я смогу восстановиться, как эта скрипка», — откровенничает Николае.
Лодки прибывают в Оперу практически в том же виде, в котором они были захвачены, все еще храня останки мигрантов, а вместе с ними и напоминание о 22 870 мигрантах, которые, по данным ООН, погибли или пропали без вести во время опасного перехода через центральное Средиземноморье с 2014 года. На носу судна — сумка через плечо с одноразовыми подгузниками, детской бутылочкой и детской обувью, рядом с банками анчоусов и тунца из Туниса и множеством пластиковых сандалий. На создание каждого инструмента уходит 400 часов — от разборки лодок до готового изделия.
Фонд «Дом духа и искусств», который 10 лет назад впервые организовал мастер-классы по изготовлению струнных инструментов в четырех итальянских тюрьмах, надеется, что концерт в Ла Скала положит начало движению за то, чтобы выступления Orchestra of the Sea сначала прошли в странах Южной Европы, на которые пришелся основной поток миграции, а затем в северных столицах, которые оказывают наибольшее влияние на политику в отношении мигрантов.
«Прелесть в том, что музыка преодолевает все разногласия, и независимо от идеологии проникает в сердце и душу людей, и хочется надеяться, что она заставит людей задуматься», — сказал президент фонда Арнольдо Моска Мондадори.
Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!