Вопрос, что написать на маленькой табличке под картиной, не так прост, как кажется на первый взгляд. Кого считать автором – того лишь художника, кто выполнил всю работу, не прибегая к посторонней помощи? А если он просил коллегу-пейзажиста приложить руку к произведению? Отдал завершить картину своим подмастерьям? Внес важные улучшения в работу ученика? Часто фамилию мастера можно увидеть даже под картиной, которую он ни разу не видел, более того, которая могла быть написана спустя многие годы после его смерти.
Зачем нужна атрибуция картин
Неизвестный художник. Наполеон I - император Франции
Не случайно отдельную категорию книжных бестселлеров и снятых по ним фильмов составляют истории о поиске доказательств принадлежности картин великим художникам. Здесь есть где развернуться: долгие века человечество копило как шедевры, так и произведения куда скромнее по значимости. За пять последних веков были написаны тысячи и тысячи картин, зачастую не имеющие указания на автора либо намеренно вводящие ценителей живописи в заблуждение. Только в Нидерландах XVII века, помимо Рембрандта, Вермеера, Ливенса и прочих великих мастеров работали еще несколько тысяч живописцев, в большинстве своем не известных современным исследователям.
Часто удачный холст прославленного мастера копировали ученики в его же собственной мастерской – это сулило прибыли. Но и те, кто не имел отношения к ближайшим ученикам, находили возможности воспользоваться известным именем. Художник Камиль Коро сам с удовольствием ставил автограф на понравившейся ему чужой картине – чтобы помочь выручить за нее большую сумму. Что уж говорить о тех, кто не спрашивал согласия мастера числиться создателем неизвестного ему произведения.
Неизвестный художник. Неизвестная женщина, возможно, немецкая принцесса
Для рядового ценителя живописи вопросы подлинности авторства, может быть, не особенно важны – всегда остается возможность руководствоваться критерием «нравится – не нравится». Совсем другое дело – музеи: от того, кого признают создателем картины, зависит, размещаться ли ей на видном месте в залах экспозиции или проводить годы и десятилетия в запасниках. И уж совсем принципиально знать о статусе произведения частным коллекционерам и галереям: предметы искусства – это товар, и один-единственный знак вопроса после фамилии художника существенно влияет на цену этого товара.
Бывает и так, что безвестная картина, проходившая раньше под неопределенным названием «неизвестный художник», в результате проведенных исследований оказывается произведением знаменитого живописца. О таком открытии, само собой, мечтают все коллекционеры и все историки искусства.
Что пишут на табличках под картинами
Джордж Доу и мастерская. Портрет Бориса Яковлевича Княжнина
На музейных табличках под картинами порой можно увидеть не просто имя художника, а указание на его мастерскую, учеников, либо вообще знак вопроса после фамилии. Если под произведением живописи или графики значится только имя – это означает, что с большой вероятностью произведение создано именно этим художником, либо же картина хранится в музее давно и вопросами ее атрибуции исследователи еще не занимались, а автор указан «по старинке».
Иногда рядом с именем художника стоит вопросительный знак, так делают в случаях, когда фактических свидетельств для признания этого мастера создателем произведения недостаточно или если владелец картины занимается переводом ее в статус признанных работ этого художника, а это небыстрый процесс. Встречается вариант «приписывается художнику», то есть мнения исследователей разделились, и нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть версии о принадлежности картины кисти именно этого мастера.
Вмноград в корзине. Приписывается Питеру де Рингу
Порой в создании картины принимают участие несколько художников – часть работы может выполнить пейзажист или, наоборот, портретист. Нередки случаи, когда живописец создавал произведение вместе с учениками своей мастерской, в таком случае под картиной пишут – «художник и мастерская». Такой вывод делают по наличию странных фрагментов, не свойственных обычной манере художника – то есть, по всей видимости, работу частично выполнял кто-то из подмастерьев. Активное участие самого художника в таких случаях считается установленным.
Другое дело, если под картиной значится «Мастерская художника» или «Школа художника». В этом случае подразумевается, что работа выполнена именно подмастерьями, причем нельзя установить, кем именно; сам мастер мог внести исправления, улучшить какую-то деталь произведения. Порой качественно исполненные работы учеников мастера подписывали своим именем – это позволяло выручить при продаже картины значительно больше денег. Историкам искусства в этих случаях приходится непросто – дискуссии о том, кого считать автором, могут длиться десятилетиями и ни к чему не вести, настолько спорным становится вопрос.
Круг Аньоло Бронзино. Портрет герцога Алессандро де Медичи
На значительно большем «удалении» от мастера находятся картины, подписанные словами «круг художника». Это возможно в отношении произведений, которые написаны не учениками, а самостоятельными художниками, связанными общением, творчеством с окружением мастера. Слово «круг» предполагает, что настоящий автор картины жил в тот же период, что и сам мастер, на которого ссылаются.
Последователь Леонардо да Винчи. Ангел
Даже тогда, когда выясняется, что именитый живописец не имеет практически никакого отношения к произведению, его имя не спешат убирать с таблички. Оно и понятно, ведь одно дело упомянуть «неизвестного художника XVII века» и совсем другое – «стиль» или «манеру Рембрандта». Иногда формулировка другая – «последователь художника». Все эти варианты говорят о том, что написавший картину не был ни учеником мастера, ни принадлежал к его окружению, возможно, он даже жил спустя десятилетия и даже века после того, о ком упоминает табличка.
Исследование картин Рембрандта и неприятные открытия
Мастерская Рембрандта. Портрет матери Рембрандта
О том, как происходит установление авторства художественных произведений, можно составить представление по работе, которая была проделана в отношении картин Рембрандта. Его творения всегда пользовались большим спросом, а, соответственно, и предложений на рынке произведений живописи было достаточно. К двадцатому веку приписываемых Рембрандту работ насчитывалось несколько тысяч – они были выставлены в музеях, украшали собой частные коллекции, становились объектом аукционных торгов, выставлялись в галереях.
Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь
В 1968 году в Голландии возник исследовательский проект «Рембрандт», куда вошли специалисты по творчеству этого художника. Они проделали серьезную многолетнюю работу по изучению всех картин, претендовавших на звание рембрандтовских шедевров, по результатам исследований в 1982 году был выпущен первый каталог. Для установления авторства использовались документы из архивов, иногда – художественные произведения, изучались гравюры с картин, проводились экспертизы красок и холста. Впоследствии состав группы менялся, а в свет выходили новые каталоги, последний из них – в 2014 году. Согласно этому изданию, в мире насчитывается 346 картин Рембрандта.
В список не попали несколько шедевров из крупных музеев, в частности, «Мужчина в золотом шлеме» из Берлинской картинной галереи. Исследования экспертов исключили возможность того, что это произведение написано Рембрандтом. Теперь оно определяется как созданное «кругом Рембрандта».
Круг Рембрандта. Мужчина в золотом шлеме
Из собрания ГМИИ имени Пушкина в Москве работами мастера признаны лишь три, а среди коллекции Эрмитажа – четырнадцать, а еще шесть картин, ранее считавшихся принадлежащими кисти Рембрандта, были отвергнуты. Разумеется, для музеев такое развенчание произведений из шедевров великих художников в проходные работы малоизвестных или неизвестных его последователей становится новостью неприятной; иногда такое решение экспертов музеем не признается.
Школа П.П. Рубенса. Пир Ирода
Насколько достоверными являются заключения специалистов? По всей видимости, ошибок исключить нельзя, как нельзя и отрицать столкновения разных интересов, в первую очередь финансовых, в вопросах, касающихся авторства картин. Нельзя забывать о том, что работа специалистов по истории искусства – дело долгое, кропотливое, довольно дорогостоящее, и если обеспечивать их труд берется меценат и владелец коллекции предметов живописи, можно ли в таком случае говорить о полной объективности исследований?
Мир искусства - особый мир, но при этом в нём всё, как в мире обыденном. Свои таланты и свои мошенники. Несомненный интерес сегодня вызывают Микеланджело и другие талантливые фальсификаторы, которые сумели обмануть миллионы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: