Любители искусства безошибочно узнают творения американского лидера абстрактного экспрессионизма, Джексона Поллока, прославившегося изобретением капельной техники в живописи. Однако совсем недавно первооткрывателя разоблачили в плагиате. Как оказалось, за несколько лет до создания первой картины Поллока, выполненной в новом якобы авторском стиле, 45-летняя домохозяйка Джанет Собель, не имевшая формального художественного образования, уже удивила мир искусства своими капельными картинами.
Буквально недавно на сайте Би-би-си вышла сенсационная публикация под заголовком «Женщина, которую вычеркнули из истории искусства». Статья была посвящена малоизвестной художнице-самоучке из Украины, эмигрировавшей в Америку вначале прошлого века. В статье в частности говорилось, что именно Джанет Собель на самом деле являлась первооткрывательницей «техники капельного орошения» в живописи, и что именно у нее Джексон Поллок позаимствовал эту идею.
«№ 17А» (1948), Поллок.
Мнение почитателей экспрессионизма разделилось: одни стали говорить, что творчество Джанет Собель произвело огромное впечатление и вдохновило Поллока на создание его личного авторского стиля, другие - называя вещи своими именами, говорят: "Кто бы мог подумать, что уникальный стиль, ассоциирующийся с именем знаменитого американского художника на протяжении восьми десятилетий, придумала обычная домохозяйка".
Но, к сожалению, карьера Джанет Собель, в меру обстоятельств, длилась недолго. Когда она вдруг неожиданно исчезла, на арт-сцену вышел Поллок и прославился на весь мир благодаря технике, которую изобрела Собель. В 1947 году он отставил мольберт, отложил кисти и, расстелив на полу холст, начал наносить брызги с помощью обычных палочек, которые поочередно макал в банки с красками. Из-за неординарной манеры создавать картины в движении, Джексона Поллока в Америке прозвали «Джек-разбрызгиватель».
Читать также: Как Джексон Поллок создал знаменитый «Осенний ритм» и другие факты о лидере абстрактного экспрессионизма
Джанет Собель и место, в котором ей отказала история
А теперь о том: кем же на самом деле была Джанет Собель, откуда родом, как пришла в творчество и куда бесследно исчезла.
Джанет Собель - художница-самоучка.
Итак, в вышеупомянутой статье в Би-би-си говорилось, что Джанет родилась 31 мая 1893 года в городе Екатеринослав (ныне город Днепр, Украина). По национальности она была из польских евреев и носила имя - Дженни Олеховски. Ей было 15 лет, когда она вместе с матерью, братьями и сестрами переехала в США, спасаясь от еврейских погромов, в одном из которых погиб ее отец.
В 1908 году семья прибыла на остров Эллис, затем перебралась в Нью-Йорк, где 16-летняя девушка вышла замуж за ювелира Макса Собеля. Долгие годы она воспитывала своих пятерых детей и вела домашнее хозяйство. А когда отпрыски выросли, у женщины появилось больше времени для собственных увлечений.
Автор: Джанет Собель.
Её 19-летний сын Сол с детства занимался живописью, и женщина с интересом следила за его успехами. А иногда Джанет и сама брала кисти и краски, оставленные сыном на столе, и начинала "раскрашивать выброшенные конверты, картонные коробки и поля журнальных страниц сказочными плавающими лицами, появляющимися из путаницы листьев и цветов, напоминающими украинское народное творчество". Затем пошли в ход рисунки, которые приносил домой с уроков рисования Сол. Поверх них она от души выплескивала свои чувства.
Работы Джанет Собель в стиле Марка Шагала.
Сначала её работы были фигуративными - очень напоминали раннего Шагала. А также везде она включала цветочные мотивы, напоминающие украинскую народную роспись. Позже в поисках художественной выразительности Джанет стала пускать в ход различные инструменты и приспособления.
Автор: Джанет Собель.
Она позаимствовала у своего супруга принадлежности для изготовления украшений — стеклянная пипетка, к примеру, стала средством для нанесения глянцевой эмалевой краски на изящные паутинные узоры. Джанет бесконечно импровизировала и искала новые способы нанесения красок на холст.
Автор: Джанет Собель.
Так сформировав свой собственный фигуративно-фольклорный примитивный стиль, художница-самоучка в 1942 году продала свою первую картину. Эта работа попала на выставку в Художественный клуб Чикаго, а вскоре на выставку в Бруклинском музее. Со временем искусство Собель превратилось уже в фигуративно-абстрактное, а потом и вовсе чисто абстрактное.
Мгновение славы
Иллюзия прочности. 1945. Размеры: 109 х 68 см. Автор: Джанет Собель.
В 1944 году Собель стала участницей художественной выставки в галерее Norlyst. А уже через год её работы экспонировались на легендарной женской художественной выставке Гуггенхайма «Женщины». В каталоге персональной выставки художницы было эссе куратора искусства Сидни Дженис, которая превозносила Собель за ее «самостоятельно изобретенные методы нанесения пигмента». Куратор также писала: «Джанет Собель, вероятно, в конечном итоге станет известна как самый важный художник-сюрреалист в этой стране».
Млечный путь. 1945. 75 х 114 см. Автор: Джанет Собель.
Но, так же быстро, как Собель появилась в мире искусства, она внезапно исчезла...
В 1946 году ее муж решил перевезти семью в Плейнсфилд, штат Нью-Джерси, чтобы быть ближе к своей ювелирной фабрике. После того как Собель оказалась отрезана от галерей Нью-Йорка, некоторое время художница еще занималась творчеством, пока у неё не развилась аллергия на краски. Когда мужа не стало, Джанет пришлось взять на себя его ювелирный бизнес и полностью забыть о живописи.
Горящий куст. 1944. Размеры: 88.9 х 68.6 см. Автор: Джанет Собель.
Так при чём же здесь Поллок, спросите вы. Дело в том, что спустя десять лет после персональной выставки Джанет Собель друг Джексона Поллока, видный искусствовед Клемент Гринберг, написал в одном из своих эссе: «Еще в 1944 г Поллок заметил одну или две любопытные картины, выставленные у Пегги Гуггенхайм художницей-примитивисткой Собель, которая была и остается домохозяйкой. Позже Поллок признался, что эти картины произвели на него большое впечатление».
Хиросима. 1948. Размеры: 151.1 х 100.3 см. Автор: Джанет Собель.
Разумеется, что такое упоминание о влиянии Собель на Поллока должно было восстановить ее доброе имя. Но учредители выставки Поллока в 1955 году, опасаясь резонанса двусмысленной ситуации, заявление искусствоведа оставили лишь в сноске к эссе. ( Для справки: Первая капельная живопись Поллака, Full Fathom Five, была завершена в 1947 году - это три года спустя, как были выставлены первые работы Джанет в выставочной галерее Нью-Йорка).
И, вернувшись к недавней статье на сайте Би-би-си, в заключении можно прочесть: "... Вопреки устоявшемуся мифу, разгоняемому журналами Time и Life в 1949 и 1956 годах «отличительный» стиль Поллока был вовсе не его изобретением, а Джанет Собель художницы еврейского происхождения, эмигрировавшей в США из Украины."
P.S.
Плагиат или апроприация
В мире искусства существует два понятия, между которыми прочерчена тонкая грань. Плагиат и апроприация. И если с плагиатом все понятно и без слов, то под апроприацией подразумевается не просто заимствование чужого произведения или его части, а выражение с помощью него нового смысла, концепции, идеи.
Ну, что тут скажешь, заимствование, присвоение идей столетиями было привычным инструментом творчества художников. Тут даже впору вспомнить слова Пикассо, который заявлял, что "хорошие художники копируют, а гениальные – воруют".
Живопись Джанет Собель. 1946, 35.5х 45.5 см / Живопись Джексона Поллока.
А теперь сравните: первая из этих работ принадлежит авторству Джанет Собель, вторая - Джексону Поллоку. Думается, это весьма наглядное подтверждение всему вышесказанному.
В продолжение темы, читайте: Все новое - хорошо украденное старое: Плагиат, подражание, совпадения, клоны в истории живописи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: