Хвастала, что похитила мужа и повела под венец: карманный подкаблучник внучки князя

Настасья Дмитриевна Офросимова, в девичестве Лобкова, прославилась нетипичными для барышни 18 века манерами. Во второй половине жизни ее называли бойкой старухой, ее заступничества добивались едва ли не все знатные семьи Москвы, к ее мнению прислушивался сам император. Барыня еще при жизни стала прототипом Маремьяны Набатовой в комедии Растопчина "Вести или живой убитый". Позже образ Офросимовой отразился в «Войне и мире», «Горе от ума». А еще в девичестве Настасья отметилась немыслимо дерзкой выходкой, похитив будущего мужа из родительского дома.
Решительная наследница Волконских

Перечеркнула нравы 18 века.
Анастасия Лобкова представляла знатный род. Ее дядюшка - екатерининский военачальник Михаил Волконский, родственные связи прослеживались и по линии Алексея Бестужева - легендарного канцлера Елизаветы Петровны. Настасья Дмитриевна состояла в родстве с доброй половиной барской Москвы, но сумела обрести и свою личную славу. Рано оставшись сиротой, девочка воспитывалась родичами-аристократами в доме княгини Несвицкой. Когда пришло время выходить замуж, эксцентричная Настасья не стала довольствоваться ролью девицы на выданье и ждать, пока ее выберет один из женихов. С Павлом Офросимовым она была давно знакома и не скрывала своих симпатий в его адрес. Решив, что он самая подходящая кандидатура на место супруга, Настасья повела себя самым неожиданным для той эпохи образом. Московская барыня в прямом смысле слова похитила жениха из родительского дома.
Тем же вечером, к изумлению общества, пара обручилась. Павел и не пытался сопротивляться напору бойкой невесты. Новости о дерзком поступке внучки князя разлетелись по дворцам и особнякам, в каждом особняке ее обсуждали за чашкой шоколада и бокалом шампанского. Надо ли говорить, какие в высшем свете ходили разговоры и в какое положение Настасья поставила своих знатных воспитателей. Но юная наследница славного рода нисколько не тяготилась сплетнями и решительно выстраивала путь к собственному счастью. Ей только исполнилось 20 лет, горячая кровь подыгрывала упрямому нраву, и влюблённая барыня уверенно держала судьбу в своих руках. Нарушив все существующие традиции и правила приличия, Настасья в один миг из скромной невесты превратилась в напористую даму. Кто-то откровенно осуждал аморальную девицу, другие искренне восхищались ее смелостью. Были и откровенно высмеивающие невесту-разбойницу.
Устрашала общество острым языком

Обладала огромным авторитетом.
Став законной женой похищенного Офросимова, Настасья Дмитриевна и не подумала расставаться с буйным нравом. Гвардейский офицер Павел Афанасьевич впоследствии вырос до боевого генерала-сподвижника Потемкина. Но дома грозный командир неизменно оставался ласковым мужем в добровольном подчинении дражайшей супруги. Успешно командовала Офросимова не только мужем-генералом, ей удавалось наводить страх на близких и совсем посторонних аристократов. Эксцентричная, громогласная, непокорная, она никогда не оставалась незамеченной. Ее даже сравнивали с лидером новгородской оппозиции Марфой Борецкой, больше известной как Марфа-посадница.
Настасья Офросимова предпочитала высказывать свое независимое мнение прямо, честно, порой грубо. В общем, без светских уловок и лестных реверансов. Прямолинейность и острый язык пугали окружающих, а ее гнев или неодобрение воспринимались сродни прилюдной порке. После того, как барыня овдовела, она перебралась из Москвы в Петербург, желая контролировать сыновей, переступивших 30-летний рубеж. Так уж повелось, что все домочадцы жили в ее полном подчинении. Современники описывали Офросимову, внешне больше напоминающую мужчину. Все в ее стати сводилось к силе: рост, густые неженские усы, голос.
Гроза высшего общества

Портрет Офросимовой кисти Рокотова.
В своих "Записных книжках" поэт Петр Вяземский упоминал Настасью Дмитриевну Офросимову, в старые годы долго исполняющую роль воеводы на Москве. По мнению писателя, от Марфы-посадницы ее отличало лишь отсутствие малейших намеков на республиканизм. Офросимова имела в московском обществе реальную силу и твердую власть. В общем, сильно походила на тот тип женщин, которых в сказках принято изображать в обличии злой колдуньи. Своих близких и дальних родственников до смерти держала в страхе. А желавшие успешно войти в высший свет юные барышни спешили к Анастасии Дмитриевне за одобрением. Так называемый осмотр и даже контроль старой барыни неизменно добавлял им перспектив и баллов в копилку репутации. Озабоченные будущим дочерей матери приводили девушек к Офросимовой и просили ее, будто мать-настоятельницу, благословить их.
В этой роли Настасья Дмитриевна, по свидетельству все того же князя Вяземского выглядела управительницей дворянского собрания. Мало какой будущий жених или барышня позволяли себе пройти мимо Офросимовой и не поклониться. А если чье лицо казалось барыне незнакомым, она тут же уточняла, позволяя себе одергивать любого и каждого: "Молодой человек, поди-ка сюда, скажи мне, кто ты такой, как твоя фамилия?" – "Такой-то". – "Я твоего отца знала и бабушку знала, а ты идешь мимо меня и головой мне не кивнешь. Видишь, старуха, ну и поклонись, голова не отвалится. Мало тебя драли за уши, а то бы повежливее был".

Марья Ахросимова из "Войны и мира".
И если Офросимова блестящим умом не отличалась, то точно выделялась рассудительностью и врожденной сметливостью. Как-то назначили финляндским генерал-губернатором Арсения Андреевича Закревского. Офросимова отнеслась к такому выбору неодобрительно и заявила, что генерал не способен не только управлять, но и грамотно объясняться. «Он ни на каком языке, кроме русского, не в состоянии даже попросить у кого бы то ни было табачку понюхать!". А второго уже давно действующего сенатора публично обвинила во взяточничестве. При этом разговоре присутствовал сам император Александр I и весь московский свет. Дело было в театре, в антракте, когда узревшая сенатора в ложе бенуара Офросимова у всех на виду стала грозить ему пальцем. А потом широким жестом указала на ложу императора и практически прокричала: "Спиридов, берегись!". Естественно, Александр I стал интересоваться делами сенатора и вскоре тот вышел в отставку.
О других известных прототипах: Кто был прототипами героев булгаковского романа «Мастер и Маргарита»: Аннушка, Воланд и др.


