Канонический плакат к легендарному фильму «Унесенные ветром», на котором Кларк Гейбл целует Вивьен Ли, знает, пожалуй, каждый. Но многие и не догадываются, что нарисовал его художник из Астрахани. Родился Симеон Шимин на Волге – среди икры и воблы, но оказался в Америке. До глубокой старости оставался эксцентричным повесой, а в 80 завёл роман с дамой младше его на 50 лет. Он страстно жил и страстно рисовал... всю свою жизнь…
«Он ненавидел работать на “Фабрику грез”, но любил ее деньги», – так написало в своё время о Шимине издание Forward. Он всегда мечтал быть «серьезным художником» и старался оставить след для потомков. Ещё при жизни художника его картины висели в музее Уитни, а фрески украшали здание Минюста США. К заказам же из Голливуда он относился несколько презрительно, считая, что яркие картинки не несут никакого смысла. Но что делать, когда у тебя на обеспечении 2 экс-жены и дети от прошлых браков, а Голливуд – это всегда хорошие деньги? И он рисовал для «Фабрики Грез». Его кисти, кроме постера к «Унесенные ветром», принадлежит и плакат к вестерну «Великолепная семерка», и полуголая Джина Лоллобриджида для рекламной кампании картины «Соломон и Шеба» размером с небольшой дом.
Художник «вопреки всему»
Художник Симеон Шимин.
В 1912 году, когда Симеону Шимину было 10 лет, его родители решили эмигрировать в Америку. Они мечтали, чтоб сын станет врачом или адвокатом, а бумага для рисования была в доме под запретом. Первые свои рисунки Симеон делал на бумажных пакетах из магазинов. А в 16 поднял «бунт на корабле» - бросил школу и стал подмастерьем у художника, работавшего над коммерческими заказами. Через некоторое время Шимин отправил свои работы в комиссию Нью-йоркского колледжа искусств, и его не просто приняли, но ещё и назначили стипендию.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как еврей из Сибири 100 лет назад открыл богатства Мертвого моря и превратил его в туристический бренд
В конце 1920-х Симеон Шимин самозабвенно рисует обложки для глянцевых журналов. В в начале 1930-х получает свой первый серьёзный заказ - «мурал» от Министерства юстиции США. Так появилась жестокая социальная фреска «Правосудие и дитя», явно созданная под гнетом Великой депрессии.
«Правосудие и дитя»
Мурал разделён на 2 половины, в одной из которых изображено детство, каким оно должно быть, а в другой – реалии жизни. С правой стороны на мурале изображены дети, которые заняты спортом и учёбой, а с левой – нищие, спящие на улице вместе с безработными. Эту фреску и сегодня можно увидеть в департаменте юстиции в Вашингтоне.
Но случались у художника и непростые времена, когда заказов не было, и тогда в его жизни появилось кино. Шимин рисовал сначала плакаты к малобюджетным картинам – все, что нравилось публике, а сам он называл «ба-да-бум»: страсть, поцелуи и пистолеты. Он всегда старался закончить такие заказы поскорее и погрузиться в творчество, в свою любимую социальную тематику. Но после того, как фильм «Унесённые ветром» получил «Оскар», а постер Шимина стали узнавать во всем мире, к нему пришла настоящая слава.
Куда исчезла полуголая Лоллобриджида, на которую ушло 90 кг краски
Еще одной нашумевшей работой Шимина стал гигантский постер к блокбастеру по мотивам библейской истории «Соломон и Шебе». В роли Соломона снимался Юл Бриннер, в роли царицы Савской – Джина Лоллобриджида. Для сравнения нужно отметить, что если «Унесенные ветром» обошлись в 3,5 миллиона долларов, то в новый фильм вложили 6 миллионов. И еще более 2 миллионов заложили в рекламу, которая должна была стать грандиозной. К Шимину обратились с просьбой нарисовать постер размером 5 на 15 метров. Его предполагалось возить по стране и выставлять в людных местах, чтобы как можно больше людей шли на сеансы.
Постер к фильму «Соломон и Шебе».
Шимин трудился над «самым большим полотном в мире», как окрестили постер к «Соломону и Шебе» промоутеры, 145 дней – по 12–16 часов ежедневно. На гигантскую картину у Шимина ушло 472 кисти и более 90 кг красок. Грунтовкой холста занимались6 ассистентов. Ему позировали несколько десятков моделей, а Лоллобриджиду он рисовал по фото и кадрам из фильмов. А незадолго до премьеры в студию художника заглянула сама итальянская звезда и осталась под глубоким впечатлением. Кстати, стоит сказать, что на постере к фильму «Соломон и Шеба» Шимин нарисовал главную героиню так, как когда-то учил его режиссер-эксцентрик Говард Хьюз (уж он-то знал, что любит Голливуд!) - «Декольте шире, грудь больше!» – всегда твердил Хьюз своему художнику. Вот и на гигантском постере грудь Джины Ло и её обтягивающее платье не должны были оставить равнодушными.
Когда картина была закончена, возникли проблемы с её перевозкой. Оказалось, что вынести картину из студии можно только через окно, свернув предварительно в рулон и спустив на землю на веревках. Из города в город картину перевозили в специальном футляре – весила она порядка 500 кг. Постер увидели в Чикаго, Нью-Йоре, Бостоне, Питтсбург и Лос-Анджелесе. Вот только величайшего арт-перфоманса так и не случилось.
Художник Шимин со своим автопортретом.
Фильм «Соломон и Шеба» хотя и принес в прокате в 2 раза больше потраченной на него суммы, но ожидания продюсеров не оправдались – они-то рассчитывали повторить славу «Унесённых ветром». Да и критики называли фильме «безвкусным и пошлым». И ладно премий фильму не досталось, так его ещё и назвали худшей картиной года.
Постер Симеона Шимина за ненадобностью скатали в рулон и убрали подальше в архивы студии United Artists. В 1981 году концерн MGM перекупил студию, и после ревизии в архивах полотно потерялось.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Любила одного мужчину 68 лет, работала с 9 президентами, вышла на подиум в 97 лет: Фантастическая Айрис Апфель
Провал фильма негативно отразился и на художнике Шимине. Заказов на рекламу фильмов он получал всё меньше. Через некоторое время в попытках заработать он начал иллюстрировать детские книги. И стоит сказать стал в этом весьма успешным: оформил более 50 книг и стал обладателем двух престижных премий Christopher Awards. А ещё он занимался своим любимым делом – рисовал «серьёзные» картины. Одна из них написанная в 1959 году картина «Стая» и сегодня находится в собрании музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке.
Уход Шимина и возвращение «самого большого полотна в мире»
И дамский угодник до конца жизни.
Симеон Шимин ушел в лучший мир в 1984 году, когда ему было 82 года. У него остались 2 дочери от разных женщин. По из воспоминаниям отец их оставался до конца дней «экстравагантным богемным стариком с усами, в вечно заляпанных краской брюках» и дамским угодником. Уже после своего 80-летия он закрутил роман с дамой, которая была младше его на 50 лет.
Любовники. Симон Шимин. 1980-е.
Уже после смерти художника нашлось его самое большое полотно. Оказалось, что ещё в 1983 году огромный постер купил владелец небольшой арт-галереи в Нью-Джерси Кенни Шварц, и сам об этом забыл. По его же словам, в начале 1980-х все время он был обкурен или пьян, шатался по аукционам и скупал всё на свете. И только в 2019 неожиданно нашёл у себя на складе рулон с постером и вывесил фото на сайте своей виртуальной галереи.
Фото попалось на глаза внуку Шимина, который был наслышен о картине деда. И теперь уже Шварц, которому перевалило за 70, ищет помещение для демонстрации полотна. «Этот постер – документ эпохи, ее надежд и амбиций. Он заслуживает того, чтобы его вновь показали на публике, – говорит он. – Увы, моя собственная галерея для этого слишком мала».
В продолжение темы о ещё одном самородке - Павле ФИлонове. Почему самый загадочный русский авангардист жил в нищете, но не связывался с западными коллекционерами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: