История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



В киноиндустрии Советского Союза существовали свои секреты, о которых обычный зритель, погруженный в просмотр фильма, даже не подозревал. Вероятно, вы никогда не размышляли о многообразии приемов и хитросплетениях сценарных решений, которые применялись для создания кинокартин, ставших классикой советского кино. Впрочем, это и хорошо. Ведь задача кино — развлекать зрителя, заставлять его переживать, получать эмоции. И всё же, как создавались спецэффекты в советское время...


Неожиданные встречи с тиграми в "Полосатом рейсе " и "Гусарская баллада" со снегом из опилок, мела и нафталина


Евгений Леонов очень испугался тигра./Фото: https://files.pravda-nn.ru/

Евгений Леонов очень испугался тигра./Фото: https://files.pravda-nn.ru/

В некоторых советских фильмах на экранах мелькали сцены с участием настоящих хищников. Так было и в комедии «Полосатый рейс». Неудивительно, что многие актеры ощущали страх перед съемками. Один из таких инцидентов произошел с Евгением Леоновым, который хищников опасался. Его роль предполагала контакт с этими животными. Вспомните сцену, где актер, сидя в пенной ванне, встречает полосатого гостя.

Евгений Леонов настоял на использовании прочного стекла между ним и тигром, и режиссер Владимир Фетин пошел на уступки. Леонов занял место в ванной и начал мыться. Однако отражение в стекле мешало съемке, и, пока актер был занят, защиту незаметно удалили, а тигра впустили в помещение. Столкнувшись лицом к лицу (вернее, к морде) с хищником, Леонов в испуге выбрался из воды и в панике покинул место съемки. Реакция оказалась настолько естественной, что режиссер решил оставить этот момент в финальной версии фильма.

Замысел экранизации комедии на основе произведения Александра Гладкова "Давным-давно", посвященной 150-летию триумфа над Наполеоном, был встречен кинематографистами с воодушевлением. Кинокомпания "Мосфильм" с энтузиазмом взялась за воплощение этой идеи в жизнь. Одна из занимательных историй, связанных с производством: начало работы над "Гусарской балладой" пришлось на март, когда снег еще не исчез с земли. Это позволяло снимать сцены на улице без затруднений, следуя первоначальному замыслу. Но, как известно, кинопроцесс непредсказуем и порой длителен.

Когда к апрелю снег растаял, перед режиссером и художником-постановщиком встала задача поиска замены. В результате двор усадьбы Азаровых, где должна была проходить сцена дуэли, был покрыт опилками, смешанными с мелом и нафталином, а кровля окрашена в белый цвет. Однако, этот искусственный "снег" вызвал аллергическую реакцию у некоторых участников съемочной группы.

Космический корабль из хвоста самолета в "Кин-дза-дза!" и мороженое из творога в "Бриллиантовой руке"


 Вместо мороженого в Миронова кидали творог./Фото: https://www.vzsar.ru/

Вместо мороженого в Миронова кидали творог./Фото: https://www.vzsar.ru/

Культовая картина "Кин-дза-дза!", где Евгений Леонов воплотил образ Уэфа, остается в памяти многих. Приветствие "Ку", впервые прозвучавшее в фильме, до сих пор используется среди друзей. Мало кто знает, что космический аппарат "Пепелац" был сделан из хвостовой части самолета, которую затем обработали пенополиуретаном, имитирующим старую ржавчину.

Фраза "Дитям — мороженое" из фильма "Бриллиантовая рука" осталась в памяти многих. Однако, не все знают, что в фильме этого лакомства не было. В эпизоде, где Андрею Миронову летит в лицо предполагаемое эскимо, на самом деле был использован творог. Этот продукт предпочли мороженому из-за его способности липнуть к коже. К тому же творог не таял. В поисках идеального кадра Леонид Гайдай несколько раз просил бросать в Миронова молочным продуктом, чтобы достичь желаемого эффекта. Сцена удалась!

"12 стульев" и поиск стульев Гамбса


Режиссер Гайдай пытался найти  стулья  мастера Гамбса для реквизита./Фото: https://m.media-amazon.com/

Режиссер Гайдай пытался найти стулья мастера Гамбса для реквизита./Фото: https://m.media-amazon.com/

"Двенадцать стульев" завоевало сердца зрителей не только благодаря неподражаемому таланту актеров, но и уникальному реквизиту. Леонид Гайдай, режиссер киноленты, стремился запечатлеть в своем творении только мебель от известного мастера Гамбса, которую оказалось чрезвычайно сложно отыскать.

В конце концов, единственный комплект был обнаружен у дамы, которая категорически отказывалась расставаться со своими сокровищами. Тем не менее, она согласилась на компромисс, разрешив сделать фотографии стула с разных ракурсов. Полученные изображения послужили основой для создания точных копий, и мебельные мастера воплотили в жизнь 12 стульев по заказу Гайдая. После окончания съемок режиссер приобрел оставшиеся экземпляры для личного использования.

"Через тернии к звёздам" и "Джентльмены удачи"

 Во многих фильмах удавалось создать интересные визуальные эффекты из подручных средств.

Во многих фильмах удавалось создать интересные визуальные эффекты из подручных средств.

Советский научно-фантастический кинематограф оставил неизгладимый след в истории благодаря своим запоминающимся сюжетам и визуальным эффектам. Один из таких фильмов, "Через тернии к звёздам", удивил аудиторию не только захватывающим повествованием, но и технической изобретательностью при съемке ключевых моментов. К примеру, сцена полета главного персонажа в условиях невесомости была реализована в водной глубине.

Вместо космического скафандра для актера использовали дайвинг-костюм, а систему подачи воздуха скрыли за кадром, закрепив ее у ног, чтобы избежать появления воздушных пузырьков.
В другом запоминающемся эпизоде создатели ленты столкнулись с задачей воплощения инопланетной жизни. Загадочное внеземное вещество, биомасса, которая вызывала страх у зрителей, на самом деле была смесью теста и пены, используемой пожарными. Для создания иллюзии движения в массе незаметно перемещались аквалангисты, в задачу которых входило шевеление пены.

В кинематографическом шедевре "Джентльмены удачи" зрители могли наблюдать за приключениями героев, путешествующих в необычном транспортном средстве —бетономешалке. Что же на самом деле было залито в емкость в качестве имитации бетонной смеси? Конечно, актеры не рисковали здоровьем, окунаясь в строительный бетон. Для создания "жижи" безопасного, и в то же время реалистичного вида, режиссер Александр Серый проявил смекалку: была смешана хлебная закваска, подкрашенная в зеленый оттенок и луковая эссенция. Эта смесь выглядела очень убедительно на экране, но после съемок актерам приходилось тщательно очищаться от ее следов, которые были не только видны, но и имели специфический и очень сильный запах.

Пепелац, который сделали из хвоста самолета, проделал олгий путь, прежде чем появился на съемочной площадке: Куда на съемках «Кин-дза-дза» пропал пепелац и др закадровые секреты культовой трагикомедии Данелии.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3004
2.06.2024 20:04
В закладки
Версия для печати




Смотрите также