Для военного Ленинграда самым страшным периодом стала блокада. Зимой 1941-42 годов в городе почти не оставалось продовольственных запасов. Ладожское озеро с простреливаемыми участками оставалось единственным путём снабжения, но топливо заканчивалось, а возможностей передвижения становилось все меньше. К концу ноября нормы хлеба сократились до минимума. К уносящему ежедневно десятки жизней голоду добавилась еще одна проблема - нашествие крыс. Грызуны не только уничтожали последние запасы еды, но и угрожали эпидемиями. И тогда на помощь измученным блокадникам прибыла ярославская «мяукающая дивизия».
Из российской кошачьей истории
Памятники кошкам в Санкт-Петербурге.
К котам можно относиться по-разному в силу своенравности этих животных. На Руси они появились к 10 веку с приходом христианства. На тот момент католики представляли пушистых зверьков приспешниками темных сил, наделяя их мистическими способностями. В православном же мире к этим животным относились с симпатией и уважением. Прежде всего, люди ценили котов за их ловкость в борьбе с вездесущими грызунами, которые уничтожали хлебные закрома. По этой же причине пушистые зверьки были обязательными обитателями церквей и монастырей. До самого 15 века кошки стояли в одном ряду с пахотным скотом.
Особо почитаемой эпохой в кошачьей истории стало правление Петра I, собственно, основавшего Санкт-Петербург. Именно тогда о масштабах пользы этих животных было заявлено на самом высоком уровне. Этой темы касался даже один из императорских указов, постановивший держать котов при амбарах «для мышей и крыс устрашения». С приходом следующей правительницы кошачьи полномочия вышли далеко за пределы амбаров. В 1745-м Елизавета Петровна подписала «Указ о высылке ко двору котов». Теперь уже охотники спасали от паломничества крыс и мышей Зимний дворец. После того, как 30 резвых котов выполнили поставленные перед ними цели, их оставили жить при дворе на постоянной основе. В эпоху Екатерины Великой хвостатых и вовсе приобщили к искусству. Теперь мышеловов возвели в «охранников картинных галерей». Коты верно служили российскому искусству и при империи, и в революционное время, и с приходом советской власти.
О морских котах, ставших членами экипажей.
Ленинградская катастрофа и спасительный кошачий десант
Коты охраняли от грызунов дворцы и музеи. /Фото: pics2.pokazuha.ru
Блокада Ленинграда началась со взятия города в кольцо 8 сентября 1941-го и продлилась, как известно, 900 дней. И если фронтовикам полагалось 500 суточных граммов хлеба, рабочим – 250, то остальным перепадало только по 125. Очень быстро город охватил самый настоящий голод, а ситуацию осложнили суровые морозы, выпавшие на долю горожан в ту зиму. Когда были съедены все продуктовые запасы, с улиц стали исчезать бродячие животные. Вылавливались голуби, вороны, мелкая рыбешка Невы. Следом пришел черед и домашних питомцев.
К весне 1942-го в Ленинграде совсем не осталось кошек. Дневники блокадников содержат множество душещипательных историй на эту тему. И если люди гибли от голода, то крысиная популяция только множилась. Ушлые грызуны находили, чем питаться в голодном городе, лишая ленинградцев последних крох и разнося болезни. Пережившие блокаду рассказывали, как крысы тучными шеренгами атаковали мельницу, где мололась мука на весь город. Вредителей пытались стрелять, давить танками, но все это не работало. Крысы обратились во врага, не менее организованного и опасного, чем немец.
Спасительный ярославский спецназ и сибирское подкрепление
Есть легенда о коте-«Слухаче». /Фото: ic.pics.livejournal.com
С прорывом блокады местные власти обнародовали срочное постановление от имени председателя Ленсовета по поводу срочной доставки из Ярославской области дымчатых кошек. Ярославцы участливо выполнили стратегический заказ, изловив в нужных объемах котов-крысоловов. Вскоре в полуразрушенный город пожаловало несколько вагонов пушистого контингента. Народ расхватал животных в считанные минуты. К слову, горожане утверждали, что в те дни цена на кота достигала полутысячи рублей, тогда как зарплата рядового работника не превышала 150. Когда животные начали размножаться, котенка можно было выменять на хлеб.
В течение всего пути в Ленинград животных преднамеренно не кормили. Понятно, что с прибытием эшелона изголодавшиеся животные во что бы то ни стало искали корм. Началась активная охота на крыс. В поединках с ушлыми грызунами ярославским хвостатым пришлось не сладко. Но даже неся потери, они не отступали, постепенно выдавливая крысиные семейства из продовольственных объектов. Вскоре к ярославским крысоловам прибыло подкрепление из Сибири. Новоприбывших направили истреблять грызунов по подвалам Эрмитажа и других городских музеев да дворцов. Причем, некоторых животных жители Тюмени, Омска и Иркутска в буквальном смысле отрывали от сердца, передавая в помощь ленинградцам. В общей сложности в Ленинград направили около 5 тысяч котов, которые уничтожили колонии грызунов, спасли для горожан пищевые припасы и предотвратили угрожающие эпидемии.
Коты в Ленинграде не только истребляли крыс, но даже выступали помощниками в боевых действиях. По сей день жива солдатская легенда о рыжем обитателе зенитной батареи. В отряде кота звали «Слухач» за его способность предсказывать приближающуюся авиацию врага. Кот неизменно начинал мяукать, чувствуя угрозу с неба. Причем, если верить солдатам-очевидцам, самолеты Красной армии животное никак не беспокоили. За оказываемую военным помощь кота окружили заботой, качественным питанием и коллективным признанием.
Ватиканские копии Рафаэля в Эрмитаже Как копии лоджий Ватиканского дворца, созданные по проекту Рафаэля, оказались в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Сегодня в Эрмитаже по-прежнему живут потомки спасителей военных лет. В 1998-м в музее учредили День эрмитажного кота, призванный хранить истории о роли усатых в мировом искусстве. В память о кошачьем подвиге в Питере установлены бронзовые памятники. В 2013-м режиссер Максим Злобин снял киноленту «Хранители улиц», поведавшую о ярославской «мяукающей дивизии».
Впрочем, популярности некоторых кошек позавидовали многие - если бы им вообще пришла в голову странная мысль завидовать кошкам. Очаровательная, но суровая кошка Манго, пушистый китайский мудрец Зуу и другие представители кошачьих давно завоевали Instagram и сердца миллионов подписчиков.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: