Снимок этого окровавленного офицера спецназа ФСБ России «Вымпел» в своё время облетел весь мир. Западная пресса тогда сходу дала ему прозвище «Русский танк», потом этот эпитет перекочевал в российские издания. Некоторые считали, что на этой фотографии Герой России Дмитрий Разумовский, который отличился во время операции по спасению заложников. На самом же деле на изображении его родной брат — Максим. Он возвращался за детьми несколько раз, не обращая внимания на многочисленные ранения. Что рассказал об этом он сам и как сложилась его судьба в дальнейшем?
Два брата: одно призвание, но разная судьба
Трагедия Беслана всегда будет отзываться болью в сердцах людей.
Максим Разумовский родился в городе Ульяновске в обычной российской семье, каких миллионы. Отец был инженером, а мама преподавала в школе музыку. У мальчика был старший брат по имени Дмитрий. Он был старше Максима на 7 лет. Дима всегда был примером для младшего. Он закончил Московское высшее пограничное командное училище и поступил на службу в подразделение специального назначения «Вымпел». Когда Максим подрос, то не видел для себя другого пути в жизни и пошёл по стопам брата.
Они служили вместе бок о бок, прошли все горячие точки, до того самого рокового сентября 2004 года, которое разделило жизнь слишком многих людей на «до» и «после». Подразделение «Вымпел» прибыло к бесланской школе вместе с другими бойцами, которые должны были участвовать в операции по спасению заложников. Группой солдат, которые начали штурм, командовал подполковник Дмитрий Разумовский.
Штурмом командовал подполковник Дмитрий Разумовский.
Школу окружала совершенно открытая местность. Спецназовцы были видны террористам со всех направлений словно на ладони. Неожиданно прозвучал оглушительный взрыв, попадали на землю даже те, кто был за территорией учебного заведения. Окна вылетели из здания, послав в штурмующих сотни острых осколков, у всех заложило уши, кого-то контузило. Образовавшаяся дыра в стене обнажила трупы убитых террористами людей. Нескольким бойцам пришлось отвлечься для того, чтобы оттащить в безопасное место раненых товарищей.
Было много раненых бойцов.
Дмитрий сразу понял, где сидят снайперы и пулемётчик, о чём знаками показал группе. В первую очередь нужно было ликвидировать именно их. Практически сразу последовал второй ужасный взрыв. Не обращая внимания на окружающий ад, спецназовцы двинулись к школе снова. Вокруг свистели пули и громыхали взрывы. Вдруг Максим краем глаза заметил, что Дима упал. Его самого что-то больно резануло в бедро. Штанина моментально стала мокрой от крови, она была такой горячей, что, казалось, обжигала кожу.
Максим на адреналине не ощущал боли.
Некоторые бойцы занялись ранеными, но Максим шёл вперёд. На адреналине он совершенно не ощущал боли. До последнего он думал, что брат выжил. Но для подполковника Дмитрия Разумовского этот бой и это ранение оказались последними. Через год Диме было посмертно присвоено звание Героя России. Ещё несколько лет спустя, его образ использует в своём фильме «Тихая застава» Сергей Маховиков. В родном Ульяновске офицеру установят памятник. Мать же всегда будет помнить слова сына о том, что умереть в бою — это счастье. Он просил, если так случится, не плакать о нём, ведь смерть — это всего лишь переход, а жизнь продолжается.
Почтовая марка серии «Герои Российской Федерации».
Памятник Дмитрию Разумовскому в родном Ульяновске.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как переживали теракт в молдавской школе родители погибших детей: Трагедия 1950 года, которую скрыли власти
Мать Димы после его смерти стала ходить в православный храм. Много молилась. Покаялась и обратила своё сердце к Господу. Именно это и помогло ей пережить тяжёлую потерю. Она старалась во всём и всегда поддерживать вдову сына Эрику и двух своих внуков, сыновей Дмитрия — Михаила и Алексея.
Вдова Дмитрия Эрика Разумовская, его мама Валентина Александровна и младший сын Алексей.
Когда одной лишь смерти под силу его остановить
Ситуация развивалась очень быстро и непредсказуемо. Целью было любой ценой добраться до второго этажа, чтобы потом пробраться в столовую, где были заперты дети. Для этого нужно было преодолеть коридор, который террористы превратили в настоящие баррикады. Группа пробилась наверх и тут Максим был снова ранен, его задел гранатомётчик. Осколки попали в голову, спину и плечо. Лицо заливала кровь, перед глазами всё плыло. Офицер упрямо шёл к цели, он тогда не совсем понимал, что ранения серьёзные.
Тот штурм был для Максима, как в тумане, но он упрямо возвращался за детьми в школу снова и снова.
Самые большие потери ряды спецназа понесли уже внутри школы. В основном из-за того, что вытаскивали детей из-под огня. Те в панике бросались кто куда и солдаты, иногда ценой своей жизни, защищали их от пуль. Максим несколько раз возвращался в школу, чтобы забирать перепуганных малышей. Медики кое-как перевязали его раны. В таком виде боец и был запечатлён фотографом. До конца операции он оставался в строю. После госпиталя он вернулся на службу и даже участвовал в спецоперации, где был уничтожен один из организаторов захвата бесланской школы. Проходила она в Ингушетии.
До самого конца операции Максим оставался в строю.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как Советский Союз в 1985-м разбирался с террористами: Уникальная советская спецоперация в Ливане
Колоритный снимок окровавленного солдата с автоматом в руках потом облетел все издания мира. Сегодня трудно сказать, кто первым назвал Разумовского «Русским танком». Журналисты говорят, что впервые так подписали фотографию офицера в американской газете, а потом это прозвище подхватили все. Все ресурсы в один голос писали о том, что такого бесстрашного героя может остановить лишь одна смерть. О своей славе в интернете и полученном прозвище сам Максим узнал лишь спустя 10 лет. У него много раз пытались взять интервью, но вспоминать о тех событиях герой Беслана не любит. Национальная трагедия 3 сентября 2004 года стала для него и личной.
Американские издания прозвали Максима Разумовского «Русским танком».
Максим говорил, что смерть брата ввела его в ступор, он долго не мог поверить в то, что его уже нет. Нужно было начинать жить заново. Это было очень тяжело. Сразу после всей этой истории слёг отец. Он так и не смог пережить смерть старшего сына и вскоре скончался. Офицеру приходилось самому себе напоминать о том, что у него остались родные, которые в нём нуждаются: мать, жена, дочь.
Одна из последних фотографий Максима Разумовского.
В одном из своих интервью Максим рассказал, что за долгое время до трагедии видел несколько раз один и тот же сон. Ему снились коридоры школы и бой. Когда он прибыл тогда в Беслан и увидел это место, то был просто поражён — именно эту школу он видел когда-то во сне. Сегодня Максим Разумовский уже на пенсии в заслуженном запасе. С большим сожалением он говорит о том, что всегда знал, что «войны на всех хватит». Более полную и подробную информацию найти сложно, потому что он не публичный человек и внимание к своей персоне очень не любит. Главное, что у него всё сейчас хорошо, семья рядом.
Беслан. Портреты погибших детей.
Произошедшее тогда в бесланской школе № 1 почти два десятка лет назад, всегда будет отзываться болью в сердцах людей. Прочтите в другой нашей статье о том, как обычный школьник двумя простыми словами спас сотню детей в Беслане.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: