Сразу по окончании Второй Мировой появились охотники за затонувшими субмаринами и подводные кладоискатели. Осенью 1986-го после многолетних поисков датчанину Oлe Енсену удалось обнаружить нацистскую подлодку «U-534». Судно лежало на дне пролива Каттегат, соединяющего Северное и Балтийское моря. Енсен знал, что в отсеках предположительно находится золото и секретная документация. И ему не терпелось прикоснуться к затонувшей тайне.
Засекреченная операция и неизвестный груз на борту
Поднятая подлодка. /Фото: thehulltruth.com
U-534 ничем не выделялась среди нацистской армады вплоть до начала сорок пятого. К концу войны, как только фашистская Германия посыпалась под ударами советской и союзных армий, командовавшему субмариной приказали перебазироваться. В провальном для нацистов апреле командир U-534 Герберт Ноллау прибыл в Киль, на основную немецкую базу подводного флота. Команду причалившей к берегу 70-метровой лодки заменили новым экипажем. К ночи 4 мая 1945-го на военно-морскую базу гитлеровцев прибыл некий груз. Командиру приказали приступить к немедленной погрузке на борт подлодки. Вскоре герметичные алюминиевые сосуды оказались на борту.
Перед самым рассветом субмарина с таинственным грузом покинула базу, устремившись курсом на пролив между Швецией и Данией. Но долго оставаться незамеченной у субмарины не вышло, а заметившие судно в надводном положении рыбаки передали информацию в королевские ВВС. Посланные для преследования патрульные самолёты быстро обнаружили лодку в Каттегате. U-534 шла в голове конвоя, сформированного тремя новейшими немецкими субмаринами. Несколькими атаками с воздуха подлодка U-534 была бескомпромиссно повреждена. Отсеки быстро заполнились морской водой, и Ноллау вместе с выжившим экипажем пришлось экстренно эвакуироваться на спасательных шлюпках.
Находка подлодки и слухи о золоте
Подводные работы дайверов. /Фото: 3.bp.blogspot.com
Когда в 1986-м аквалангист обнаружил желанную «U-534», вокруг этого события зародилась интрига. Слухи о спрятанном в субмарине золоте (по самым смелым предположениям на 10 миллионов долларов) не давали покоя журналистам. Но лодка находилась на 60-метровой глубине, и ее покрывал толстый слой ила, водорослей и рыбацких сетей.
Енсен несколько раз погружался лично, тщательно обследуя судно снаружи и фотографируя. Ему удалось поднять на поверхность часть гидрокомпаса и перископа. Такие вещдоки убедили специалистов в том, что они имеют дело именно с «U-534». А вот с золотом можно было определиться лишь подняв огромное судно на поверхность. А это было затратно и механически, и финансово. Работы оценили в более чем 3 млн датских крон. Одни только подготовительные процессы обещали затянуться на многие месяцы.
Изыскивая необходимые средства, Енсен в тандеме с журналистом Квистом обратились в Би-би-си и известные радиокомпании. В итоге проектом заинтересовался крупный датский бизнесмен и издатель Карстон Рей. В случае успешно проведенных мероприятий ему сулила как минимум широкомасштабная реклама. Но подготовка затянулась, и «У-534» поднялась на поверхность только в августе 1993-го.
Что нашли в лодке
Подъем подлодки. /Фото: thevintagenews.com
При первом же осмотре стало понятно, что драгоценностей на борту нет. Зато был обнаружен капитанский сейф с кучей документов, пленок и рукописных дневников, изъятых архивариусами из спецлужб. Поэтому можно только предполагать, какую информацию содержала находка.
Датские историки допускают, что записи касались тайных гитлеровских сценариев на случай окончания войны. К примеру, планы рейха по заключению сепаратного мира, акценты взаимоотношений Германии с влиятельными государствами; имена пособников нацистов из Великобритании, США, Франции и возможно даже чертежи разрабатываемого секретного немецкого оружия. Но где же золото из алюминиевых ящиков? На допросах немцы в один голос утверждали, что в ящиках банально перевозились зенитные снаряды. Историки предположили, что сразу же после крушения «U-534» в квадрат прибыла водолазная команда, которая изъяла ценный груз.
Версии относительно маршрута следования и «личный конвой Гитлера»
Лодку распилили на несколько частей, /Фото: live.staticflickr.com
Относительно маршрута, по которому следовала субмарина, есть две основные версии.
Если верить первой, то «U-534» состояла в так называемом «личном конвое Гитлера». Его члены в количестве нескольких десятков подводных судов были задействованы в секретной операции «Огненная земля». На командиров с экипажами возлагалась ответственность за успешную доставку важных грузов или же первых лиц Третьего рейха на секретные базы Латинской Америки. При этом все еще достоверно неизвестно, как много лодок эвакуировались к южноамериканским берегам, какие грузы им удалось вывезти и сколько высокопоставленных нацистов бежали морем еще задолго до капитуляции. Известны лишь факты ликвидации союзниками немецких субмарин возле Бразилии в 1943-м.
Вторая версия тоже имеет свою подоплеку. В 1963-м полярные лётчики СССР зафиксировали в районе Северной земли гитлеровскую метеорологическую станцию. В том же году у Неелова залива, что в устье реки Лены, была обнаружена бочка с соляркой под немецкими надписями. Неподалеку нашли останки моряка с отличительными знаками военного кригсмарине. Сегодня исследователи все еще не берутся утверждать, кем достоверно был моряк и как его тело оказалось на необитаемом побережье. Но существуют предположения, что он состоял в подразделении, обслуживающем засекреченную военно-морскую базу. Вероятно, туда и могла направляться U-534, чтобы выгрузить золото, документы и, захватив особо важных персон, отбыть к американским берегам.
В 1993 году поднятая со дна подводная лодка отправилась на металлолом. Но нашлись спасатели из общества сохранения кораблей, которые вызвались выкупить судно. После несложных процедур судно перевезли в Великобританию в качестве раритетного экспоната. На сегодняшний день подводную лодку распилили на несколько частей и разместили в музее.
А вообще затонувшие атомные субмарины представляют опасность для всего мирового океана. Потому что реактор от подводной лодки важно правильно остановить.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: