Обручился с любовницей, обманывая жену-кузину, а потом женился на молодой русской: Как отомстила Кандинскому за обман Габриэле Мюнтер
Немецкую художницу-экспрессионистку Габриэле Мюнтер знают лишь тонкие ценители искусства, хотя она была в авангарде прогрессивного абстрактного экспрессионизма начала ХХ века. Ее яркие творческие работы, характеризующиеся драматическим цветом и свободными мазками, сегодня украшают лучшие галереи Германии. Но она всегда была в тени своего учителя, наставника и любовника, русского художника Василия Кандинского, поэтому ее творчество часто рассматривается через призму их личных отношений.
Мучительная любовь двух творческих личностей

Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер
Габриэле Мюнтер родилась в 1877 году в Берлине, в семье дантиста. Она была младшей из пятерых детей, в детстве занималась музыкой, играла на фортепиано, а когда ей исполнилось 20 лет, умерли ее родители, и они с сестрой на несколько лет уехали в Америку. Там Габриэле увлеклась живописью, а затем вернулась в Германию и поступила в мюнхенскую школу искусств. Она посещала занятия по изобразительному искусству, писала натюрморты и пейзажи. Ее преподавателем был известный художник Василий Кандинский, которого в то время считали «восходящей звездой» и основоположником новой теории цвета в абстрактной живописи.
Когда они познакомились, Кандинскому было 35 лет, он имел свой дом в Мюнхене, был женат на своей сорокалетней кузине Анне Чемякиной и считал свою жизнь вполне благополучной, а брачный союз удачным. Ради живописи он оставил успешную карьеру адвоката, и Анна поддерживала супруга во всех его творческих амбициях.
Это не мешало ему заводить интрижки на стороне со своими поклонницами и ученицами, и юная художница Габриэле Мюнтер быстро оказалась в их числе. Она влюбилась в художника сразу и на всю жизнь. Испытывал ли Кандинский к Габриэле серьезные чувства - неизвестно, но ему импонировал ее мягкий характер, сдержанность, увлеченность живописью и способность часами говорить об искусстве.
Вскоре они начали вместе путешествовать, и даже спустя некоторое время обручились. Но Кандинский не спешил оставлять жену. Когда они возвращались в Мюнхен, художник делил свое время между женой и любовницей. В силу своего мягкого характера Габриэле не возражала и не высказывала претензий, а когда однажды Анна приехала в отель, где они остановились вместе, он попросил Габриэле оставить его с супругой, и даже заявил, что им пора расстаться. Женщина безропотно подчинилась.
Кандинский и Мюнтер (с велосипедами) в художественной школе. 1902 год / Фото: artchive.ru
Однако вскоре Кандинскому стало не хватать их задушевных разговоров об искусстве, и он, как ни в чем не бывало, вернулся к Габриэле, решив во всем признаться жене. Но она тоже восприняла его признание спокойно, вероятно, потому, что давно догадывалась о неверности супруга. Так эти мучительные для всех отношения продолжались в течение десяти лет.
Предательство Кандинского и компенсация морального ущерба
Портрет Габриэле Мюнтер работы Василия Кандинского. 1905 год / Фото: artchive.ru
Тем временем Габриэле Мюнтер росла как художник, ее выразительные картины с их точными линиями и интенсивными цветами нравились публике. Она стала одной из основателей легендарной группы художников-экспрессионистов «Синий всадник», базирующейся в Мюнхене.
Летом 1906 года Кандинский и Мюнтер сняли дом в Париже, где Габриэле брала уроки живописи у лучших европейских художников, много рисовала, нашла свой собственный неповторимый стиль, начала выставлять свои картины в художественных салонах. Но Кандинскому вскоре надоела парижская жизнь, он рвался обратно в Германию, Габриэле уговаривала его остаться.
На этой почве у них произошел первый серьезный конфликт. Габриэле была очень расстроена, ей было уже 30 лет, из них пять она посвятила этому человеку, а он по-прежнему был женат на другой. Но они все же вернулись в Германию, купили дом в Мурнау и начали жить там вдвоем открыто. Вскоре Анна ушла от Кандинского, а Габриэле так и не дождалась предложения стать его законной супругой. Какое-то время она надеялась, но потом с головой погрузилась в живопись, начала искать себя в искусстве и почувствовала, как охладевают их отношения, превращаясь просто в союз двух творческих личностей.
Так прошло несколько лет, ставших активным творческим периодом для обоих. Они оба много работали, основали Ассоциацию новых художников Мюнхена, которая продвигала и выставляла международное авангардное искусство таких художников, как Жорж Брак, Пабло Пикассо, Андре Дерен. В их доме постоянно собирались художники, велись бесконечные разговоры об искусстве. В это время под кистью Кандинского рождаются шедевры абстрактного искусства, Габриэле осваивает новые техники, пишет маслом.

Портреты Кандинского работы Габриэле Мюнтер
Когда началась Первая мировая война, они вдвоем бежали в Швейцарию, а весной 1916 года Кандинский неожиданно засобирался в Москву, пообещав, что вернется обратно разведенным человеком. Он действительно оформил расторжение брака с Анной, но Габриэле так и не дождалась любимого.
Она рисковала жизнью, чтобы сохранить его картины
Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер / Фото: artchive.ru
В России 50-летний художник познакомился с 24-летней Ниной Андреевской, которая родила ему сына и стала его законной женой. Вместе с ней он вернулся в Германию, но Габриэле его больше так никогда и не увидела. Встревоженная событиями в России, она переживала за его судьбу, писала письма, которые оставались без ответа, пыталась его искать через разные инстанции. И нашла только спустя четыре года. Точнее, он нашелся сам, послав к ней своего адвоката, который потребовал вернуть его картины, оставленные в их общем доме в Мурнау.
Габриэле была шокирована известием о женитьбе Кандинского, она написала ему гневное письмо на сорока страницах, заявив, что оставляет его работы у себя в качестве моральной компенсации за предательство.
С тех пор их общий дом в Мурнау опустел. Габриэле, которая до этого уже была известной художницей и устраивала персональные выставки в Стокгольме и Копенгагене, на целых десять лет превратилась в затворницу. Она забросила искусство, перестала писать картины, встречаться с друзьями, и только в 1927 году смогла вернуться к живописи.
Кандинский через несколько лет переехал в Париж, где жил со своей женой и сыном, и умер в 1944 году. Его работы с каждым годом возрастали в цене, и многие думали, что Габриэле воспользуется этим обстоятельством, чтобы продать оставшиеся у нее картины и обеспечить себе безбедную старость. Но она не продала ни одной. Даже когда в Германии к власти пришли нацисты, объявившие абстракционизм «дегенеративным» искусством, она, рискуя жизнью, хранила их все у себя дома, в сделанном собственноручно тайнике, а сама писала безобидные натюрморты и портреты, чтобы заработать себе на жизнь или обменять свои картины на еду.

Габриэле Мюнтер в возрасте 80 лет и ее рисунок их дома в Мурнау
После войны Габриэле безвозмездно передала все картины Кандинского в Мюнхенский музей. Она скончалась в своем доме в Мурнау в 1962 году в возрасте 85 лет, пережив своего любимого на 18 лет. И хотя ее экспрессионистская живопись получила признание еще при ее жизни, она, горько усмехаясь, говорила, что в глазах многих она так и останется всего лишь «гарниром» к Василию Кадинскому.


