+1 0
0
-1 0

Обручился с любовницей, обманывая жену-кузину, а потом женился на молодой русской: Как отомстила Кандинскому за обман Габриэле Мюнтер



Немецкую художницу-экспрессионистку Габриэле Мюнтер знают лишь тонкие ценители искусства, хотя она была в авангарде прогрессивного абстрактного экспрессионизма начала ХХ века. Ее яркие творческие работы, характеризующиеся драматическим цветом и свободными мазками, сегодня украшают лучшие галереи Германии. Но она всегда была в тени своего учителя, наставника и любовника, русского художника Василия Кандинского, поэтому ее творчество часто рассматривается через призму их личных отношений.

Мучительная любовь двух творческих личностей


Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер

Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер

Габриэле Мюнтер родилась в 1877 году в Берлине, в семье дантиста. Она была младшей из пятерых детей, в детстве занималась музыкой, играла на фортепиано, а когда ей исполнилось 20 лет, умерли ее родители, и они с сестрой на несколько лет уехали в Америку. Там Габриэле увлеклась живописью, а затем вернулась в Германию и поступила в мюнхенскую школу искусств. Она посещала занятия по изобразительному искусству, писала натюрморты и пейзажи. Ее преподавателем был известный художник Василий Кандинский, которого в то время считали «восходящей звездой» и основоположником новой теории цвета в абстрактной живописи.

Когда они познакомились, Кандинскому было 35 лет, он имел свой дом в Мюнхене, был женат на своей сорокалетней кузине Анне Чемякиной и считал свою жизнь вполне благополучной, а брачный союз удачным. Ради живописи он оставил успешную карьеру адвоката, и Анна поддерживала супруга во всех его творческих амбициях.

Это не мешало ему заводить интрижки на стороне со своими поклонницами и ученицами, и юная художница Габриэле Мюнтер быстро оказалась в их числе. Она влюбилась в художника сразу и на всю жизнь. Испытывал ли Кандинский к Габриэле серьезные чувства - неизвестно, но ему импонировал ее мягкий характер, сдержанность, увлеченность живописью и способность часами говорить об искусстве.

Вскоре они начали вместе путешествовать, и даже спустя некоторое время обручились. Но Кандинский не спешил оставлять жену. Когда они возвращались в Мюнхен, художник делил свое время между женой и любовницей. В силу своего мягкого характера Габриэле не возражала и не высказывала претензий, а когда однажды Анна приехала в отель, где они остановились вместе, он попросил Габриэле оставить его с супругой, и даже заявил, что им пора расстаться. Женщина безропотно подчинилась.

Кандинский и Мюнтер (с велосипедами) в художественной школе. 1902 год / Фото: artchive.ru

Кандинский и Мюнтер (с велосипедами) в художественной школе. 1902 год / Фото: artchive.ru

Однако вскоре Кандинскому стало не хватать их задушевных разговоров об искусстве, и он, как ни в чем не бывало, вернулся к Габриэле, решив во всем признаться жене. Но она тоже восприняла его признание спокойно, вероятно, потому, что давно догадывалась о неверности супруга. Так эти мучительные для всех отношения продолжались в течение десяти лет.

Предательство Кандинского и компенсация морального ущерба


Портрет Габриэле Мюнтер работы Василия Кандинского. 1905 год / Фото: artchive.ru

Портрет Габриэле Мюнтер работы Василия Кандинского. 1905 год / Фото: artchive.ru

Тем временем Габриэле Мюнтер росла как художник, ее выразительные картины с их точными линиями и интенсивными цветами нравились публике. Она стала одной из основателей легендарной группы художников-экспрессионистов «Синий всадник», базирующейся в Мюнхене.

Летом 1906 года Кандинский и Мюнтер сняли дом в Париже, где Габриэле брала уроки живописи у лучших европейских художников, много рисовала, нашла свой собственный неповторимый стиль, начала выставлять свои картины в художественных салонах. Но Кандинскому вскоре надоела парижская жизнь, он рвался обратно в Германию, Габриэле уговаривала его остаться.

На этой почве у них произошел первый серьезный конфликт. Габриэле была очень расстроена, ей было уже 30 лет, из них пять она посвятила этому человеку, а он по-прежнему был женат на другой. Но они все же вернулись в Германию, купили дом в Мурнау и начали жить там вдвоем открыто. Вскоре Анна ушла от Кандинского, а Габриэле так и не дождалась предложения стать его законной супругой. Какое-то время она надеялась, но потом с головой погрузилась в живопись, начала искать себя в искусстве и почувствовала, как охладевают их отношения, превращаясь просто в союз двух творческих личностей.

Так прошло несколько лет, ставших активным творческим периодом для обоих. Они оба много работали, основали Ассоциацию новых художников Мюнхена, которая продвигала и выставляла международное авангардное искусство таких художников, как Жорж Брак, Пабло Пикассо, Андре Дерен. В их доме постоянно собирались художники, велись бесконечные разговоры об искусстве. В это время под кистью Кандинского рождаются шедевры абстрактного искусства, Габриэле осваивает новые техники, пишет маслом.

Портреты Кандинского работы Габриэле Мюнтер

Портреты Кандинского работы Габриэле Мюнтер

Когда началась Первая мировая война, они вдвоем бежали в Швейцарию, а весной 1916 года Кандинский неожиданно засобирался в Москву, пообещав, что вернется обратно разведенным человеком. Он действительно оформил расторжение брака с Анной, но Габриэле так и не дождалась любимого.

Она рисковала жизнью, чтобы сохранить его картины


Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер / Фото:  artchive.ru

Василий Кандинский и Габриэле Мюнтер / Фото: artchive.ru

В России 50-летний художник познакомился с 24-летней Ниной Андреевской, которая родила ему сына и стала его законной женой. Вместе с ней он вернулся в Германию, но Габриэле его больше так никогда и не увидела. Встревоженная событиями в России, она переживала за его судьбу, писала письма, которые оставались без ответа, пыталась его искать через разные инстанции. И нашла только спустя четыре года. Точнее, он нашелся сам, послав к ней своего адвоката, который потребовал вернуть его картины, оставленные в их общем доме в Мурнау.

Габриэле была шокирована известием о женитьбе Кандинского, она написала ему гневное письмо на сорока страницах, заявив, что оставляет его работы у себя в качестве моральной компенсации за предательство.

С тех пор их общий дом в Мурнау опустел. Габриэле, которая до этого уже была известной художницей и устраивала персональные выставки в Стокгольме и Копенгагене, на целых десять лет превратилась в затворницу. Она забросила искусство, перестала писать картины, встречаться с друзьями, и только в 1927 году смогла вернуться к живописи.

Кандинский через несколько лет переехал в Париж, где жил со своей женой и сыном, и умер в 1944 году. Его работы с каждым годом возрастали в цене, и многие думали, что Габриэле воспользуется этим обстоятельством, чтобы продать оставшиеся у нее картины и обеспечить себе безбедную старость. Но она не продала ни одной. Даже когда в Германии к власти пришли нацисты, объявившие абстракционизм «дегенеративным» искусством, она, рискуя жизнью, хранила их все у себя дома, в сделанном собственноручно тайнике, а сама писала безобидные натюрморты и портреты, чтобы заработать себе на жизнь или обменять свои картины на еду.

Габриэле Мюнтер в возрасте 80 лет и ее рисунок их дома в Мурнау

Габриэле Мюнтер в возрасте 80 лет и ее рисунок их дома в Мурнау

После войны Габриэле безвозмездно передала все картины Кандинского в Мюнхенский музей. Она скончалась в своем доме в Мурнау в 1962 году в возрасте 85 лет, пережив своего любимого на 18 лет. И хотя ее экспрессионистская живопись получила признание еще при ее жизни, она, горько усмехаясь, говорила, что в глазах многих она так и останется всего лишь «гарниром» к Василию Кадинскому.
0
4858 просмотров
В закладки
Версия для печати
Россия, NescafeIMAX