Тоннель современного метро. | Фото: sq.com.ua.
Метро-долгострои Москвы, Киева и Харькова вызывают законное возмущение. Ведь в 1900 году в Нью-Йорке первую ветку подземки построили всего за четыре года, используя при этом простые и известные всем технологии.
Проходческий щит на строительстве Нью-Йоркской подземки, 2011 год. | Фото: prostointeresno.com.
Современную подземку на большой глубине бурят специальными устройствами (проходческие щиты), которых не было век назад. Но в 1900 году метро строили быстрее, чем делают это в наши дни с современными технологиями. Так почему же их возводят так долго, и что изменилось за последние сто лет?
Честь и хвала инженеру, который, используя нехитрые технологии и простейший инструмент вроде кирки и молотка, начал возведение метро Нью-Йорка более века назад. Первую линию подземки построили всего за четыре года. Это большой успех для такого большого инфраструктурного проекта.
Церемония начала строительства метро. Нью-Йорк, март 1900 года. | Фото: atlasobscura.com.
Станция метро City Hall была открыта в октябре 1904 года, Нью-Йорк. | Фото: loc.gov.
Одна из причин – условия труда. Сто лет назад было намного проще начать работы над крупным проектом строительства. Никто не разрабатывал документы по охране труда и технике безопасности. К тому же, о восьмичасовом рабочем дне еще не слышали. Несмотря на то, что новые туннели выглядят один-в-один как старые, социальные условия рабочих и применяемое оборудование тогда и теперь отличаются кардинально.
Строительство подземки на Лафайетт-стрит и Бликер-стрит, Нью-Йорк, апрель 1901 года. | Фото: atlasobscura.com.
Большинство первых линий метро Нью-Йорка, Парижа и Берлина были построены по методу «вырыть и накрыть». Вдоль крупных улиц отрывались огромные котлованы, из которых и делали тоннели. Естественно, при этом уничтожалась инфраструктура города и на время строительства надземное движение транспорта прекращалось. Сделать такое сейчас не представляется возможным из-за проблем с частной собственностью.
Кроме того, решающее значение для скорейшего строительства туннеля имело огромное количество рабочих. В Нью-Йорке от 7700 до 12000 человек были вовлечены в строительство первой линии одновременно. Высокая квалификация здесь не требовалась, достаточно уметь держать кирку в руках. Люди вкалывали за 1,5 доллара в день, пренебрегая здоровьем и средствами защиты, без льгот и выходного пособия.
Рабочие завершают бурение туннеля. Нью-Йорк, 2011 год. | Фото: flickr.com.
Московское метро, открытое в 1935 году, привлекает не только пассажиров, но и ценителей красоты роскошных залов его станций.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: