История одного надгробного памятника, или как наши предки увековечивали память об усопших в жутких скульптурах.
Человечество с доисторических времен всегда относилось с почтением к усопшим своим сородичами и ко всему тому. Люди стремились увековечить память об умерших в различных сооружениях - от каменных валунов, насыпных курганов, древнеегипетских пирамид до изысканных скульптурных композиций, родовых склепов, усыпальниц и мавзолеев. Однако был период в истории надгробных памятников, когда эти скульптурные сооружения имели по-настоящему ужасающий вид.
История одного надгробия
Рене де Шалон - принц Оранский, правитель Голландии и Зеландии завещал, чтобы после его смерти на его могиле установили надгробие, изображающее его таковым, каким он станет через три года после захоронения. А погиб он в 25-летнем в возрасте во время 9-й итальянской войны в 1544 году на поле сражения.
Надгробие Рене де Шалона - принца Оранского.
До того как тело убитого принца переправили на родину, из него вначале извлекли все органы и захоронили в местечке Bar-le-Duc, в церкви Saint-Maxe. И согласно завещанию его супруга ровно через три года установила памятник над останками своего мужа.
Это надгробие мастерски высек из мрамора скульптор Лижье Ришье. Он изобразил погибшего, держащим в руке свое сердце, которое изначально лежало в маленьком красном ларце. Так было до 1790 года, пока сердце не украли. Потом эту деталь скульптурной композиции заменили песочными часами, а позже сердцем из гипса.
Надгробие Рене де Шалона - принца Оранского. Фрагмент.
Смысл жеста: правая рука на груди и поднятая левая рука с сердцем - не известен. Видимо автор хотел показать стремление умершего передать его то ли Богу, то ли жене. Значение этой аллегории по сегодняшний день так и не разгадано. А если судить об идеальном изваянии обезображенного тела, то можно с уверенностью сказать, что Лижье Ришье имел немалые познания в анатомии.
"Сadaver tomb"– гробница покойника в виде трупа. Средневековье.
Мода на такие ужасные памятники, называющиеся "transi de vie"(переход от жизни), была обусловлена историческими событиями 14 века, когда массовые войны, эпидемии и голод, погубили около половины населения Европы. Смерть в то время массово "косила" население, поэтому вид разлагающихся трупов особо никого не волновал. Перед ней все были равны - правители и архиепископы, полководцы и рыцари, аристократы и простые земледельцы.
Гробница покойника в виде истлевшего трупа.
В те жуткие времена и появились надгробия транзи (Le Transi), что в переводе «усопший». Они получили широкое распространение в средние века во Франции и в Германии, а затем распространились почти на все страны Европы.
По сути своей это надгробная скульптура, изображающая с максимальным реализмом человеческое тело в процессе разложения.
Двухъярусная гробница архиепископа.
Как правило, гробницы знатных персон - королей и королев, рыцарей, архиепископов, богатых вельмож - украшали двухъярусными скульптурами. Они являлись яркой аллегорией перехода земной славы в бренность тела.
Транзи супружеской пары.
В XVI столетии во Франции возник еще один вид транзи, изображающий нагие трупы лишь несколько часов спустя после смерти.
Надгробная скульптура транзи.
О том какой смысл был заложен в транзи до сих пор не понятен. Одни считают, что это как наглядный пример, что происходит с телом умершего после смерти, иные - что эти жуткие фигуры должны были выполнять функцию "memento mori", то есть напоминать живым о неизбежности смерти. И то, что каждый должен умереть и истлеть в земле подчеркивалось всевозможными жутчайшими подробностями - от червей до жаб и змей
Эпоха Возрождения дала миру гениального флорентийского скульптора Микеланджело Буонарроти, высекшего из мрамора множество скульптурных надгробных композиций. Но самой шедевральной работой на религиозную тему была «Рietа», «Оплакивание Христа».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: