История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Поговорку «до свадьбы заживёт!» хоть раз в жизни употреблял каждый. Заболел друг, температурит, кашляет — подходит. Малыш упал и разбил коленку — также можно утешить этими словами. Подруга рассталась с парнем и переживает — надо поддержать. Но никто не задумывается, что именно заживет. Ведь иногда проблема не в разбитом колене или насморке. А что думали по этому поводу наши предки?

Ритуально-бытовая версия


Говоря о том, что рана заживет до свадьбы, люди стараются поддержать пострадавшего. / www.static17.tgcnt.ru

Говоря о том, что рана заживет до свадьбы, люди стараются поддержать пострадавшего. / www.static17.tgcnt.ru

Исследователи-культурологи рассматривают поговорку “до свадьбы заживет” как своего рода заговор, напоминающий пожелание “будь здоров!” (ранее его использовали для защиты от злых сил). Фраза “Будь здоров!” отсылает нас к библейским представлениям о дыхании как символе жизни. Из Библии люди узнали, что жизнь в человека Бог именно вдохнул. При смерти дыхание покидает человека. Такая ситуация может произойти даже при чихании, которое рассматривали как опасность. После грехопадения Адама его потомки, согласно легенде, чихали лишь однажды в жизни, и это могло привести к испусканию духа и кончине.

Однако Иакову, согласно преданию, удалось вымолить у Господа прощение, и после чихания он остался жив. С тех пор появилась традиция молиться о здравии чихающего, чтобы предотвратить опасность смерти. Так выражение “Будь здоров!” стало своеобразным защитным заклинанием, оберегающим жизнь и здоровье человека. Эта фраза и сегодня используется очень часто.

Кстати, наши предки считали, что если слишком серьезно относиться к ушибам и ссадинам, то можно усугубить состояние пострадавшего. Современные исследования в области медицины подтверждают эту народную мудрость. Есть такое состояние — ипохондрия, то есть склонность преувеличивать симптомы и искать у себя несуществующие болезни. А ипохондрия опасна своей способностью вызывать практически на пустом месте реальные и психосоматические заболевания.

Историческо-гендерная версия


Любая девушка мечтала удачно выйти замуж. / www.media.elitsy.ru

Любая девушка мечтала удачно выйти замуж. / www.media.elitsy.ru

Историки предполагают, что выражение «до свадьбы заживёт» изначально относилось к девушкам. Это связано с традицией смотрин невест на Руси. Это древний обряд. Его корни — в языческих представлениях славян о способности женщины к деторождению.

Не менее важным был социально-экономический аспект. Смотрины определяли жизнь девушки — от удачного брака зависели она сама и будущее её детей.
Этот обряд был сложным и требовал тщательности. Сначала приходили сваты. Если после их визита и первого выхода девушки (показа себя) достигалось предварительное согласие на брак, невесте предстояли нелёгкие дни. Единственным облегчением было освобождение от тяжёлой работы в поле. В остальном начиналась череда запретов и ограничений. Например, передвижение ограничивалось: по своему двору разрешалось, к родным — пожалуйста, а вот за пределы деревни — нельзя.
Примерно через две недели следовал смотр приданого. Он длился один день и был формальностью. Но после него девушка словно оказывалась в заточении. Её освобождали от всех дел — даже домашних. Веретено, прялка, иглы, пяльцы убирались подальше. К печи — ни ногой. О выходе из дома не могло быть и речи. Исключение составляла церковь. Туда она ходила только в сопровождении родителей и родственников.

Еще через некоторое время наступало самое важное событие. Невесту вели в баню, где будущая свекровь в сопровождении свахи или повитухи тайно осматривала её.
Девственность в большинстве случаев не имела особого значения. Наличие ребёнка могло считаться плюсом, подтверждающим способность невесты к деторождению. Однако даже малейшие недомогания, царапины, шрамы или банальный насморк, не говоря уже о переломах, могли стать серьёзной помехой. В лёгких случаях семья невесты могла отделаться увеличением приданого. В более тяжёлых свадьбу отменяли, а невесту признавали “бракованной”. Именно поэтому невесту тщательно охраняли, а любые ушибы и царапины пытались вылечить до свадьбы.
Может показаться, что меры предосторожности были излишними. Однако защита здоровья невесты до свадьбы имела весомую причину. Всегда находились люди, которым этот брак невыгоден. И они могли организовать «порчу невесты», прибегая к колдовству, отравлениям или другим уловкам.

Подтверждение этому — скандалы, сопровождавшие браки первых представителей династии Романовых. Царь Михаил Фёдорович, будучи двадцатилетним, изъявил желание жениться. Бояре предложили ему в невесты Марию Хлопову, дочь бедных коломенских дворян. Девушка пришлась ему по душе, и свадьба была назначена. Но внезапно она заболела: её тошнило, ломало, и она опухла. Причину быстро установили — пищевое отравление из-за просроченной сметаны в пирожных. Однако было уже поздно. «Порченую» невесту и её родню сослали в Тобольск. Впоследствии стало известно, что сметану подложили по указанию матери жениха, у которой были иные планы на сына. Схожая ситуация произошла и с царём Алексеем Михайловичем. Его первая попытка жениться оказалась неудачной. Невеста, Евфимия Всеволожская, получила от царя платок и кольцо — символы обручения. Но когда её вводили в царскую палату, чтобы официально объявить царицей, она упала в обморок. Вердикт был суров — здоровье девушки слишком слабое, в жены не годится. Её и отца сослали в Тюмень. Оказалось, что девушку «испортили»: косу заплели слишком туго, а шейное ожерелье затянули чересчур сильно. Хотя позже выяснилось, что она здорова, было уже поздно — царь успел жениться на другой.

Народно-эротическая теория


Иногда выражению про заживление до свадьбы придавали  неприличный смысл. / www.cdn-st4.rtr-vesti.ru

Иногда выражению про заживление до свадьбы придавали неприличный смысл. / www.cdn-st4.rtr-vesti.ru

Интересно, но в некоторых деревнях Восточной России (Смоленщина) старшее поколение не использует выражение «до свадьбы заживёт», считая его непристойным. Существует предположение, что эту фразу говорили молодые люди, соблазняя деревенских девушек. Наивные девушки верили, что любые последствия ночи в стоге сена исчезнут до свадьбы.

Потому старики и считают, что выражение пошлое — ведь оно напоминает о плотских утехах, о связи до свадьбы. И употребить такую поговорку, значит, оправдать нескромное поведение девушки, которая забыла все правила приличия. И не только оправдать, но и поддержать. Мол, не переживай, свадьба еще не скоро, все забудется, все пройдет, никто и внимания не обратит. Этнографических и лингвистических доказательств этой версии мало, но она достаточно распространена.

Вообще со свадьбой на Руси было связано много примет. Например, свадебная порча: почему её боялись и как можно было её избежать.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2166
4.04.2025 10:45
В закладки
Версия для печати




Смотрите также