Анри Матисса считают чуть ли не самым значимым французским художником XX века. А все благодаря тому, что этот поистине сильный человек не упал духом после тяжелого случая со здоровьем. Казалось, когда Матисс оказался в инвалидном кресле, о живописи можно было забыть (он даже не мог держать кисть). Но только не Матисс. Художник придумал новое инновационное направление в живописи - рисование ножницами. Что это за техника?
Биография
Анри Матисс - художник, которого зачастую считают самым важным французским художником XX века. Он был лидером фовистского движения 1900-годах. В своих работах мастер стремился к выразительности цвета.
Анри Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като-Камбрези. Матисс, чьи родители занимались зерновым бизнесом, мало интересовался искусством, пока ему не исполнилось 20 лет. Талант проявился благодаря матери: она купила краски и альбом сыну, чтобы тому было не скучно лежать в постели, восстанавливаясь после аппендицита.
И он начал рисовать. Сначала копировал цветные репродукции, а вскоре своими рисунками Матисс разукрасил дом своих бабушек и дедушек. Окончательно поправившись, Матисс уехал в Париж и поступил сначала в Академию Жюлиана, а затем и в Школу изящных искусств. В 1896 году Матисс выставил четыре картины в Национальном салоне изящных искусств и одержал победу.
"Читающая женщина
Он был избран постоянным членом общества Салонов, а его «Читающая женщина» была приобретена правительством. С этого момента Матисс становился все более уверенным художником, известность которого росла в геометрической прогрессии. В 1905 году Матисс вместе со своими единомышленниками - Андре Дереном и Морисом де Вламинком представили свои работы на осеннем Салоне. И результат был... удивительным. Публика отвергла работы. Картины молодых людей были настолько насыщенны по композиции и цвету и они были настолько не уместны для восприятия того времени, что вызвали возмущение у критиков. Тогда из назвали «дикими». Именно после этого сформировалось новое движение фовистов (букв. дикие звери).
«Грусть короля»
В стиле «фовизма» создана известная картина Матисса «Грусть короля» 1952 года. Это впечатляющая композиция из кусков бумаги, раскрашенных гуашью, площадью 292 х 386 см. На фоне из пурпурных и темно-синих прямоугольников выделяются золотые вкрапления. Сюжет создан на основе картины Рембрандта «Давид играет на арфе Саулу», в которой молодой библейский герой играет, чтобы отвлечь короля от его меланхолии. А в своей картине Матисс использует тему старости, оглядки на прошлое и музыки, успокаивающей все заботы мастера.
Работы Рембрандта
Техника произведения
Одна из главных особенностей полотна - техника. По-русски ее правильнее будет называть аппликацией, а сам Матисс описывал ее как рисование с помощью ножниц. Потеряв из-за артрита и операции, перенесенной в 1941 году, возможность работать стандартно (стоя перед холстом и держа кисть), Матисс стал составлять картины из кусков бумаги, которые вырезал ножницами из прокрашенных гуашью листов и приклеивал к твердой поверхности. Подобную технику использовали в своем творчестве сюрреалисты, кубисты и дадаисты. В распоряжении Матисса были только листы бумаги, которые его помощники прокрашивали красками. А художник ножницами вырезал куски бумаги и составлял композицию. Матисс неоднократно менял формы местами, пока не был достигнут идеальный для него результат. И только получив желаемое, он переносил с помощью клея композиции на бумагу, холст или фанеру. Впервые эту уникальную технику художник применил в книге «Джаз» (1947). Края фигур неровные, так как художник вырезал их произвольно, по воле чувств, не делая предварительных рисунков. Для Матисса всегда была важна спонтанность.
Символика
Картину можно рассматривать и как автопортрет Матисса. Матисс представляет собой центральную черную фигуру, похожую на силуэт. Мастер словно сидит в кресле в окружении удовольствий, которые обогатили его жизнь. Он объединил ряд повторяющихся тем из своей жизни. Желтые лепестки - символы богатства и любви, они кружатся по всей композиции (словно богатство среди грусти), а зеленая одалиска символизирует Восток, танцор отдает дань женскому телу и чувственности. А другие живописные элементы - это ссылки на события, которые определили его жизнь.Прямоугольники напоминают прошлые работы мастера («Мастерская художника» и «Интерьер с баклажанами»). Цветы, украшающие одежду гитариста и летающие по полотну листья словно возрождают ослепительные видения острова Таити. Матисс посетил его в 1930 году. Техника позволила Матиссу сказать все то, что художник сказал бы кистью и создать произведения, оказавшие влияние на других художников. В своем произведении Матисс использовал оттенки синего, зеленого, черного, оранжевого, желтого, розового и белого.
«Грусть короля» - последний автопортрет Матисса, созданный в 1952 году всего за два года до его смерти, является и одним из самых значимых произведений в его жизни. Этот автобиографический портрет вызывает болезненное прощание с любимыми аспектами своей жизни (женщинами, музыкой и танцами). Многие критики считают, что конец его творчества является самым инновационным.
Другие работы в этой технике
Да, у него начался тяжелый артрит и был выявлен рак, из-за которого организм ослаб настолько, что Матиссу приходилось передвигаться в инвалидном кресле. Однако, вместо того, чтобы просто принять все вызовы жизни и расстаться с художественным ремеслом, когда он уже не мог стоять и держать кисть, Матисс был полон решимости продолжать свою работу в качестве художника. Он больше не мог рисовать, поэтому вместо этого он рисовал картины ножницами, разрезая кусочки цветной бумаги и склеивая их с помощью своих помощников. Поэтому Анри Матисс - не только знаменитый художник, создавший множество значимых для мировой живописи работ, но и человек-герой, не опустивший свои руки перед жизненными трудностями. Это живой образец человеческой мощи и таланта для многих из нас. Живой, благодаря своим вечным и революционным произведениям искусства.
В настоящее время «Грусть короля» находится в Национальном художественном музее в Париже.
Картины Анри Матисса, признанного гения мировой живописи, сегодня входят в коллекции крупнейших музеев и продаются с молотка на аукционах за миллионы долларов. Влюбленный в культуру Востока, он неоднократно писал портреты смуглых красавиц, однако в последние годы на его полотнах все чаще стал появляться совершенно иной образ. Это был образ русской женщины. Так кто же она, его русская "одалиска", которая 20 лет была на службе гения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: